Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Тема:

Понятие об окончании и основе слова

Цели:

Образовательные: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи, коммуникативных навыков, укреплению и сохранению здоровья учащихся через физминутки, бережного отношения к животным.

Планируемый результат:

Предметные: знать, что такое окончание и основа слова, умение находить и выделять эти орфограммы в словах.

Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе.

Основные понятия:

Понятия: окончание и основа слова.

Межпредметные связи:

Окружающий мир.

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: активизация учащихся.

Проверяют готовность к уроку

Настраивает детей на работу, фиксирует на доске демонстрационно-наглядные средства обучения.

— У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, посмотреть на ваши успехи – давайте поздороваемся с ними.

Скажем, здравствуйте руками,

Скажем, здравствуйте глазами,

Скажем, здравствуйте мы ртом

Стало радостно кругом.

— Садитесь, ребята.

Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья впрок

Всё, что надо – не лениться

И старательно трудиться.

— Ребята, у вас на столах лежат конверты, а в них картинки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.

— На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас.

2.Актуализация знаний

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

3. Постановка учебной задачи

4. Открытие нового знания

Цель: уточнить общий характер нового знания.

5. Первичное закрепление

6. Закрепление нового

Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе).

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Работают с информацией, представленной на слайдах презентации

Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Организует словарную работу.

Организует работу в группах, используя раздаточный материал: карточки, обеспечивает

контроль

за выполнением

задания

Организует работу в парах, используя материал интерактивного задания.

Формулируют шаги, которые необходимо сделать реализации поставленной цели

1. Индивидуальная работа.

— Несколько человек поработают по карточкам на своих местах, остальные будем выполнять следующее задание.

2. Словарная работа.

— Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете к себе в тетрадь.

1. Машет радостно хвостом

Когда идет хозяин в дом.

У неё удел таков

Дом хранить от чужаков. (собака) слайд с изображением

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А Зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь) изображение

3. У нёё рога, копыта,

И на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока. (корова) изображение

4. Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его… (барсук) изображение

5. Всех боится он в лесу:

Волка, филину, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц) изображение

— Посмотрите на экран и проверьте свою работу.

— Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У кого есть ошибки.

— Оцените свою работу.

— Что вы можете сказать о словах? (словарные слова). Как назвать одним? (названия животных).

3. Проверка домашнего задания.

— Животный мир – это часть нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных.

— Как вы заботитесь о них? Дома у вас было творческое задание: написать небольшое сочинение о своем любимом животном.

4. Введение в новый раздел

— Какие части слова мы изучили? (корень, приставка, суффикс)

— Какая часть в слове самая главная? (корень)

— Что такое корень? (главная часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов)

— Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки и суффиксы)

— Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем служит для образования новых слов)

— Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

— Хорошо, молодцы. Я предлагаю выполнить задание в группах. Перед вами слова: Поход, мостик, перелесок, столик, пригород, подсвечник.

— Подчеркните те, которые состоят:

1 группа: из корня и приставки (поход, пригород)

2 группа: из корня и суффикса (мостик, столик)

3 группа: из приставки, корня и суффикса (перелесок, подсвечник)

— А теперь проверим: какие слова, состоящие из корня и приставки подчеркнули учащиеся 1 группы и т.д. (выходит один человек из группы и выделяет на интерактивной доске)

— Все согласны с выполнением задания. Возникли ли у вас затруднения?

— Из этих слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением (пригород)

— Запишите это слово.

— Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к. (в пригороде, за пригородом, к пригороду)

Назовите корень в словах. Часть перед корнем – это? (приставка). Выделите её.

— Назовите ту часть, которая изменяется и подчеркните её.

— Кто знает, как называется эта часть слова? (окончание) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема нашего урока: Окончание.)

Определим цели: узнать, что такое окончание, научиться определять его и узнать для чего оно нужно.

— Ребята, что мы уже можем сказать об окончании? (часть слова, которая стоит после корня)

Работа в парах.

— Посмотрите на экран, перед вами задание, как вы думаете, что вы должны сделать? (Вставить слово страна в предложении, изменяя по смыслу.)

— Выделите корень.

— Послушаем, что у вас получилось. Какой корень выделили? Какая часть слова осталась?

— В русском языке окончание обозначают квадратом. Выделите окончания в записанных словах на карточке. (Ученик на интерактивной доске обозначает окончания)

— Сравните. Были у вас ошибки? Оцените свою работу в паре.

— Для чего вы изменяли окончание? (для связи слов в предложении)

— Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании? Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие. Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на стр. 144. Читаем 1-ую часть.

— Читаем 2-ую часть правила.

— Про какую часть слова вы ещё узнали? (основа слова) Так значит, на уроке у нас тема будет не только окончание, а еще какая? (основа слова)

— Цели, какие: узнать, что такое основа слова и научиться выделять основу в словах.

— Что такое основа? (неизменяемая часть слова)

— Найдите в тексте правила, как обозначается основа?

— Входит ли окончание в основу? (нет)

— Какие части слова входят в основу? (приставка, корень, суффикс)

— Выделите основу в словах. (Ученик на интерактивной доске обозначает)

Физкультминутка

— Еще раз понаблюдаем за этими словами.

— Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или 3 разных слова (это одно и тоже слово)

— Что происходило с окончаниями? (оно изменялось)

Вывод: — Как же найти в слове окончание? (нужно изменить слово)

— Проверим наши предположения по учебнику на стр. 145. Что нового еще узнали из правила. (окончание может быть нулевым)

Закрепим новое правило и выполним задание. Но сначала выстроим алгоритм, по которому мы будет выделять окончание и основу слова.

Задание на карточке. Выдели окончание и основу слова.

— А теперь поработаем самостоятельно: выписать слова, которое употребляются во всех предложениях. Выделить в них основу и окончание.

— Проверьте свою работу.

— Оцените себя.

— У кого возникли затруднения, при выполнении задания.

— Это одно и тоже слово или разные слова? Какой вывод можете сделать? (с помощью окончаний новые слова не образуются, изменяется только окончание)

7. Итог урока

Цель: оценить результаты деятельности учащихся; подвести их к самостоятельному оцениванию собственной деятельности.

Фиксируют по индивидуальной карте — схеме изученное новое знание.

Оценивают собственную учебную деятельность на уроке с помощью индивидуальных карточек — лестницы успеха.

Осуществляет рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся с помощью карточки – схемы для этапа рефлексии.

Предлагает учащимся вариативное домашнее задание.

— Подходит к концу наш урок. Подведем итоги. Какую цель мы ставили на уроке? (узнать, что такое окончание и для чего оно нужно)

— Достигли мы цели? Проверим наши знания с помощью игры.

Работа с сигнальными карточками: да – нет

— Ответьте кратко: да ли нет (зеленая карточка – да, красная — нет)

— Окончание – часть (нет)

— Окончание – изменяемая часть слова? (да)

— Окончание входит в основу слова? (нет)

— Окончание служит для связи слов в предложении? (да)

— С помощью окончания о новые слова? (нет)

— У кого были затруднения при изучении темы?

— Оцените свою работу на уроке.

— Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, нарисуйте себя на лесенке успеха.

— Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?

-Все вы на уроке очень хорошо потрудились.

Домашнее задание, отметки

— Задание на дом.

1. Выучить определения на стр 144-145

2. Упр 2 стр 162

3. Творческое задание: сочинить стихотворение, загадку или сказку о новых частях слова.

— На этом наш урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here