Урок русской грамоты в 1 классе
Нефедова И.Ю., учитель начальных классов школы-гимназии №17 г.Актобе
Тема: «Правовписание сочетаний -ча, -ща»
Цели:
-
закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
-
упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
-
повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
-
развивать наблюдательность, речь;
-
воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное — к хвастливости и зазнайству.
Оборудование:
рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки (<Рисунок 2>), плакаты с заданиями (<Рисунки 5,6,7>), д/игра “Поезд” (<Рисунок 4>), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
— Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.
(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)
— И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.
— Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
— А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)
— А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.
— Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)
Все дети записывают в тетрадях дату.
2. Повторение знаний о звуках и буквах.
Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:
а) цветного мелка;
б) мокрой тряпочки.
У доски работают два ученика. (<Рисунок 1>)
Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.
Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). (<Рисунок 2>).
Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).
а) р ,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” — она печатная.)
б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” — она не обозначает 2 звука.)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” — она обозначает всегда мягкий согласный звук.)
— А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)
3. Сообщение цели урока. Жи-жи-жи – ползают ужи.
Жу-жу-жу — в школу я хожу
Ши-ши-ши – какие малыши
Чу-чу-чу – мячиком стучу
Ча-ча-ча – дали стрекоча
Ща-ща-ща – поймали мы леща
Щу-щу-щу – рыбку отпущу
Загадка.
Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?
Дети хором: Незнайка!
Учитель помещает на доску портрет Незнайки.
— Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)
Учитель стирает букву “й”.
— Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.
4. Каллиграфическая минутка.
(<Рисунок 3>)
5. Физминутка.
-Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.
-Чья это песенка? (Паровоза.)
Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.
6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.
Сказка. (3.)
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, — до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.
— Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)
На наборное полотно выставляются пары слогов:
ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ
Дети проговаривается хором правило:
“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”
7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.
Упражнение 1.
На доске слова с пропущенными буквами:
Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.
Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.
Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.
— Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.
Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.
Загадка.
Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.
(Щука).
— Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука?
(<Рисунок 4>)
— Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.
(В пруду щука ловит леща.)
Учитель ставит вагончики в нужном порядке.
— Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?
(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)
— Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.
Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (<Рисунок 5>)
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы.
а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.
Физминутка.
— Отгадайте, кто это?
В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
(Чучело)
— Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.
(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)
Упражнение 4.
— Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.
Учитель за Незнайку говорит:
-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:
Яхочуугоститьвасчаем.
(Ребята смеются.)
— Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)
— Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?
— Составим схему этого предложения.
Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .
— Запишите предложение, сверяя его со схемой.
Упражнение 5.
— Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. (<Рисунок 6>)
— Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А.)
Упражнение 6 на внимание.
Учитель произносит предложение:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
— Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?
Упражнение 7. Самостоятельная работа.
— Составьте по плакату (<Рисунок 7>) слова и запишите их.
— Проверим друг друга в парах.
7. Итог урока.
— Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)
-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)