ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Родственные слова. Корень слова
ФИО (полностью) | Головцова Наталья Юрьевна | |
| Место работы | МБОУ СОШ №6 г.Котово |
| Должность | учитель начальных классов |
| Предмет | русский язык |
| Класс | 1 |
| Тема и номер урока в теме | Родственные слова. Корень слова. Урок №1 |
| Базовый учебник | «Русский язык», 1 класс автор А.В.Полякова; Москва «Просвещение» 2007 |
-
Цель урока: сформировать у учащихся знание о родственных словах
9. Задачи:
— обучающие: создать условия для формирования у учащихся представления о признаках родственных слов
-развивающие: формировать умение планировать, контролировать свои действия, формировать навыки работы на компьютере с использованием материалов ЭОР
-воспитательные: развитие коммуникативных универсальных учебных действий
-
Тип урока: урок формирования новых знаний
-
Формы работы учащихся: работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа
-
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
-
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный момент | — | Приветствует учащихся, настраивает на урок. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | 1 |
2. | Словарная работа | Ресурс №1 Составление словарных слов
Ресурс № 2 презентация к уроку слайд №2 | Предлагает одному учащемуся у компьютера, а остальным в парах составить словарные слова и указать, какое слово встретилось им впервые, просит учащихся выяснить значение слова рябина
| Один ученик работает за компьютером. а остальные парах составляют слова собака, сапоги, ребята, рябина. Выясняют, что слово рябина – новое. С помощью словаря выясняют значение этого слова и записывают его в словарь | 5 |
3. | Минутка чистописания | Ресурс №3 Написание заглавной и строчной буквы Рр гиперссылка на слайде 2 | Предлагает назвать первый звук в слове рябина, дать ему характеристику, какой буквой обозначается на письме, из каких элементов состоит заглавная и строчная буква Рр, демонстрирует на интерактивном плакате письмо букв | Называют звук [р], дают ему характеристику. называют букву, из каких элементов она состоит и после просмотра записывают буквы Рр в тетрадь
| 4 |
4. | Постановка учебной задачи |
Ресурс №4 Презентация к уроку слайд №4 | Предлагает вспомнить урок окружающего мира, на котором говорили о семье, составляли генеалогические древа и выяснить есть ли родственники у слов и как называются слова, которые являются родственниками друг другу, сформулировать тему урока.
На экране появляется надпись: Родственные слова. Корень слова. -Что нам предстоит сегодня выяснить?
— Чему будем учиться на уроке? | Дети демонстрируют свои древа, называют родственников, высказывают свои предположения о родственных словах, пытаются сформулировать тему урока
-Какие слова называются родственными и что такое корень слова. — Находить родственные слова | 5 |
5. | Физминутка |
| Вызывает нескольких учащихся для проведения физминутки | Выполняют упражнения под музыку | 2 |
6. | Изучение нового материала
|
Ресурс №5 Презентация слайд №5 Ресурс №6 плакат с определением родственных слов слайд №5
| 1) Работа в парах — Сейчас я предлагаю вам работу в парах. Перед вами листочки со словами, ваша задача обсудить какие слова лишние и почему. — Можно ли оставшиеся слова назвать родственными и почему? — Какая часть у этих слов общая?
— Как называется общая часть родственных слов?
— Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень
-Сравните свою работу со слайдом
— Сформулируйте правило, что же такое родственные слова.
— Как ещё называются родственные слова?
| Из слов рябинушка, рябина, дерево, рябинник, берёза, рябиновый дети убирают лишние, объясняют свой выбор, объясняют значение каждого оставшегося слова, высказывают предположение о том, можно ли эти слова назвать родственными (Эти слова близкие по смыслу и у них есть общая часть)
Если дети затрудняются ответить, учитель им помогает. Учащиеся записывают слова рябинушка, рябина, рябинник, рябиновый в тетрадь, выделяют корень.
Дети формулируют правило и сравнивают его с текстом на плакате
-Однокоренные
|
|
|
|
|
|
| 10 |
7 | Осознание и осмысление учебного материала | Ресурс №7 презентация слайд 6 | — Перед вами слова лес, лисонька, лесной, лесник, лисица, лисята, лесок на какие две группы их можно разделить?
| Учащиеся высказывают своё мнение, записывают их в два столбика, выделяют корень (Двое учащихся работают у доски, остальные в тетрадях)
| 5 |
8 | Первичное закрепление | На слайде 6 гиперссылка на слайд 5 (определение родственных слов) | Работа в группах — Сейчас вы поработаете в группах. Каждой группе необходимо выбрать родственные слова, наклеить их на рисунки и найти лишнее слово, представителю от группы объяснить выбор лишнего слова, опираясь на определение родственных слов
| (Дети в группах наклеивают родственные слова на рисунки: ветки дерева, на лучи солнца, на окна в домике, на лепестки цветка. Когда дети защищают свои работы, то на доске появляется картина)
1 группа дерево с корнем – рыб: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рычать 2 группа заселить домик – вод: вода, водный, подводный, водитель, водичка 3 группа солнышко – сад: сад, садик, садовый, садовник, сачок 4 группа цветок – гриб: гриб, грибок, грибной, грибник, грипп 5 группа дерево с корнем – гор: гора, горка, гористый, горный, гореть
| 7 |
| Самостоятельная работа | Ресурс №8 тренинг на нахождение родственных слов слайд 7 | — Вы хорошо поработали в парах, группах, а теперь попробуйте выполнить работу самостоятельно | Один ученик выполняет работу за компьютером, остальные на карточках подчёркивают родственные слова | 5 |
7. | Рефлексия | Ресурс №9 презентация слайд 18 | — Я попрошу вас подвести итог урок, продолжая фразы: 1. Я узнал, что… 2. Я понял, что… 3. Чем больше мы знаем, тем…
| Дети подводят итог урока, продолжая фразы | 2 |
Таблица 2.
Приложение к плану-конспекту урока
Родственные слова. Корень слова
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Составление словарных слов
| Тренажёр | Интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea022d37-0c36-43d0-b5ed-f4cdca3a06fc/%5BNS-RUS_1-05%5D_%5BID_027%5D.swf |
2. | Правописание заглавных и строчных букв | Информационный | Интерактивный плакат | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF |
3. | Определение родственных слов | Информационный | Плакат | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/504e8340-9931-41e3-9544-b80eb70d3984/%5BRUS5_045%5D_%5BTD_371%5D.htm |
4. | Тренинг на нахождение родственных слов
| Тренажёр | Интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b2b7d0-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl2_91.swf |
5. | Презентации к уроку | Информационный | Презентация | Собственный ресурс |