МБОУ ЧЫмнайская средняя общеобразовательнаяшкола имени Г.Д.Бястинова

Варламова Татьяна Спирионовна учитель начальных классов

Урок русского языка в 4 классе

Тема:Прямая речь 4-й класс.

Цели:

  • Познакомить ребят с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.

  • Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.

  • Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.

Оборудование:

  • ПК,

  • учебник «Живой родник» (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл.,

  • карточки-кавычки,

  • карточки с заданиями,

  • схемы предложений,

  • карточки-помощники,

  • тетради,

  • простые карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент (Настрой на урок)

II. Повторение пройденного.

— Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.

Ваша задача — ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы — зафиксируйте её в тетради.

Найди «лишнее» слово

— ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной — прил.) п

Найти все существительные

   сущ.
— Вода перестала течь.

       сущ.                      сущ.

— В лодке открылась течь. р

— Как называются такие слова?(омонимы)

3. Найти слово без приставки.

— Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка я

4. Сколько звуков и букв в слове?

Съедобен — 8б., 8 зв. м

Раскрыть скобки.

(в) долг

(с) вернула        а

6. Вставить безударную гласную

рано пос:дел

пос:дел за партой я

7. Вставить, если нужно мягкий знак

ноч:ной

купат:ся р

8. Подобрать антонимы

скупой — :(щедрый )

глубокий — :(мелкий ) е

9 . Расставить знаки препинания

Лисичка- сестричка бегает по полям ищет

мышиные норы. ч

10. Найти главные члены предложения

В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь

— Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

III. Основная часть

1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

— Кто знаком с этим понятием?

— А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)

На доске предложения:

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

Я попросил папу: «Проводи меня».

«Проводи меня», — попросил я папу.

— Что вы можете сказать об этих предложениях?

(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)

— Верно. Эти предложения — предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.

(обратить внимание ребят на слова автора)

— Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое «прямая речь». ( рисунок кавычек)

Работа по учебнику

Прочитайте правило на с.111 в учебнике.

Физминутка

2. — На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.

— Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы на доске:

— Как называется сказка?

— Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

— Где стоят слова автора? ( вначале предложения или в конце)

— Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

— Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

— Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

— Когда ставят двоеточие, а когда — тире?

— Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)

— Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.

(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)

3. — А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему к следующим предложениям. Как называется сказка?

1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»

А

: «

П.Р.

? «

2) «Отчего ж не позабавиться, » — отвечает ему Мороз-Красный нос.

«

П. Р.

, » —

а

( Два Мороза)

4. — А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)

— Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

IV. Рефлексия.

— А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

— Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)

Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.

— С какими предложениями мы познакомились на уроке?

(с предложениями с прямой речью)

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Карточка — помощница:

Прямой речью, большой кавычки, маленькой, запятая, тире, двоеточие.

V. Домашнее задание.

— Домашнее задание сегодня — написать мини-сочинение на темы:

  • «Я и любимая игрушка»

  • «Я и фантик»

  • «Я и лопнувший воздушный шарик»

  • «Я и исписанная тетрадь»

  • «Я и шнурок»

  • «Я и огрызок яблока»

  • «Я и :..» , используя прямую речь

ИЛИ

подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских народных сказок.

— Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.

Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
«Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!»
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
«Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!»
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ —
Разговоров полный рот.

VI. Подведение итогов.

Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here