МБОУ ЧЫмнайская средняя общеобразовательнаяшкола имени Г.Д.Бястинова
Варламова Татьяна Спирионовна учитель начальных классов
Урок русского языка в 4 классе
Тема:Прямая речь 4-й класс.
Цели:
-
Познакомить ребят с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
-
Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
-
Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.
Оборудование:
-
ПК,
-
учебник «Живой родник» (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл.,
-
карточки-кавычки,
-
карточки с заданиями,
-
схемы предложений,
-
карточки-помощники,
-
тетради,
-
простые карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент (Настрой на урок)
II. Повторение пройденного.
— Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.
Ваша задача — ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы — зафиксируйте её в тетради.
Найди «лишнее» слово
— ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной — прил.) п
Найти все существительные
сущ.
— Вода перестала течь.
сущ. сущ.
— В лодке открылась течь. р
— Как называются такие слова?(омонимы)
3. Найти слово без приставки.
— Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка я
4. Сколько звуков и букв в слове?
Съедобен — 8б., 8 зв. м
Раскрыть скобки.
(в) долг
(с) вернула а
6. Вставить безударную гласную
рано пос:дел
пос:дел за партой я
7. Вставить, если нужно мягкий знак
ноч:ной
купат:ся р
8. Подобрать антонимы
скупой — :(щедрый )
глубокий — :(мелкий ) е
9 . Расставить знаки препинания
Лисичка- сестричка бегает по полям ищет
мышиные норы. ч
10. Найти главные члены предложения
В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь
— Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
III. Основная часть
1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— Кто знаком с этим понятием?
— А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?
(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)
На доске предложения:
Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
Я попросил папу: «Проводи меня».
«Проводи меня», — попросил я папу.
— Что вы можете сказать об этих предложениях?
(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)
— Верно. Эти предложения — предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.
(обратить внимание ребят на слова автора)
— Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое «прямая речь». ( рисунок кавычек)
Работа по учебнику
Прочитайте правило на с.111 в учебнике.
Физминутка
2. — На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.
— Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы на доске:
— Как называется сказка?
— Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)
— Где стоят слова автора? ( вначале предложения или в конце)
— Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)
— Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
— Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)
— Когда ставят двоеточие, а когда — тире?
— Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)
— Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.
(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)
3. — А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему к следующим предложениям. Как называется сказка?
1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»
: « | П.Р. | ? « |
2) «Отчего ж не позабавиться, » — отвечает ему Мороз-Красный нос.
П. Р. | , » — | а |
( Два Мороза)
4. — А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)
— Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
IV. Рефлексия.
— А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?
— Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.
— С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(с предложениями с прямой речью)
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
V. Домашнее задание.
— Домашнее задание сегодня — написать мини-сочинение на темы:
-
«Я и любимая игрушка»
-
«Я и фантик»
-
«Я и лопнувший воздушный шарик»
-
«Я и исписанная тетрадь»
-
«Я и шнурок»
-
«Я и огрызок яблока»
-
«Я и :..» , используя прямую речь
ИЛИ
подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских народных сказок.
— Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
«Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!»
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
«Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!»
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ —
Разговоров полный рот.
VI. Подведение итогов.
— Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.