Урок-практикум русского языка в 4 классе по теме: «Прямая речь».

Цель:

  • обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;

  • развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, осложненных однородными членами предложения, а также в предложениях с прямой речью;

  • научить оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

  • прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;

  • расширять и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.

Оборудование: таблицы-схемы оформления простых и сложных предложений, предложений с прямой речью

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои добрые улыбки. Улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте. (Дети садятся, записывают число в тетрадях).

Актуализация знаний. Уплотненный опрос у доски.

Для того, чтобы нам можно было работать на уроке, прежде всего мы должны выполнить ряд упражнений на доске.

(Учитель вызывает 3 учеников к доске для работы по заранее заготовленным заданиям).

1 ученик. Вставить пропущенные орфограммы. Объяснить значение слова цитата.

  • ц.тата

  • прои.шествие

  • иметь (в) виду

  • запам.товать

  • пожалу.ста

2 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения.

Пришла бабу.ка (с) к.ло.ца и ск.зала вот и сн.жок пош.л.

3 ученик. Вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.

Алёнка ск.рее вых.ди — к нам з.ма пришла прокричала Таня девочке в окно.

1

П,” — а.

5

А: “П.”

2

П?” — а.

6

А: “П?”

3

П!” – а.

7

А: “П!”

4

П…” — а.

8

А: “П…”

Проверка домашнего задания.

Пока дети работают у доски, проверим, как вы выполнили домашнее задание, какие цитаты вы нашли и составили с ними предложения. Дети зачитывают предложения и называют номер схемы, к которой относится предложение. (Заслушиваются 5-6 предложений)

Ну что ж, молодцы! Вы постарались и нашли очень интересные, поучительные цитаты. Особенно интересные цитаты у …..Почему? (Они касаются жизненных ситуаций, поучительные).

Проверка отвечающих у доски.

А теперь, ребята, сосредоточим внимание и послушаем ответы учащихся у доски.

1-й ученик читает слова и объясняет их написание. Дополнительные вопрос: Что общего у всех этих слов? (Все они словарные).

2 ученик. Пришла бабушка и сказала: “Вот и снежок пошёл!” Схема: А: “П!” (№7)

3 ученик. “Алеша, скорее выходи — к нам зима пришла!” — прокричала Таня девочке в окно. Схема №3.

Определение темы урока.

Ну что ж, я рада тому, что все вы очень хорошо справились со своими заданиями. Молодцы!

Прошу всех еще раз обратить внимание на задания №2,3, 4, на таблицу со схемами и определить тему нашего урока.

Правильно. Прямая речь. Запишите название темы в тетрадь.

Давайте повторим, о чем говорят нам схемы I группы (1-4).

После прямой речи перед словами автора ставится запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а после любого из этих знаков — тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. “П,” — а. “П!” — а. “П?” — а. “П…” — а.

О чем говорят схемы второй группы (5-8)?

Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

Запись предложения на доске.

Молодцы! Теоретический материал знаете. Посмотрим, как вы умеете применять правила на письме. Запишем предложение на доске и в тетрадях.

Поэт Петр Вяземский писал:

Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…”

Что это за предложение?

Это предложение с цитатой; после слов автора надо поставить двоеточие, высказывание автора о языке взять в кавычки, т.е. цитата оформляется на письме так же, как и прямая речь. А: “П…” , схема №8.

Ребята, а как вы понимаете высказывание П. Вяземского о языке?

Что значит “исповедь народа”?

Как понимать слова “слышится природа народа”? (Это идет речь о корнях русского народа, о происхождении народа, зарождении его языка).

Только ли о языке русского народа там можно сказать? Конечно, нет. И о других народах, их языках мы можем сказать словами поэта.

Музыкальная физминутка.

Графический диктант.

Важно, ребята, очень хорошо различать слова автора и прямую речь. Вот сейчас следующая работа будет посвящена именно такому заданию. Т.е. вы будете записывать только схемы предложений с прямой речью.

Учитель читает предложения, а дети нумеруют схемы предложений в тетрадях.

  1. На конверте Лиля написала большими буквами: “Вручить Дедушке Морозу”. А: “П.”

  2. Снежинки летели, падали, кружились, и снова падали.

  3. Утром Коля проснулся, подошёл к окну и воскликнул: “Мама! Снег идет!” А: “П!”

  4. Ура! Мы идем на каток!”- закричали Коля с Олей. “П!” — а.

  5. Нельзя кататься по тонкому льду. Это опасно для жизни”. — предупреждают учителя своих учеников, когда наступают морозы и замерзают водоемы. “П”. — а.

А кому еще опасно находиться ранней зимой на льду? (Рыбакам)

  1. Стали дни короче,
    Солнце светит мало,
    Вот пришли морозы,
    И зима настала.

  2. Стоят голые деревья и ждут зимней одежды, а ели и сосны стали еще зеленее.

Работа в паре.

Проверка выполнения задания. Каждый свою работу сверяет с работой соседа.

Есть сомнения?

Тогда посмотрите на доску и сверьте свои схемы со схемами на доске.

У кого были ошибочки?

Постарайтесь быть повнимательнее, т.к. сейчас предстоит самая сложная работа.

Выполнение заданий на компьютере.

Выполняет один ученик, проверяет другой. См. Приложение№1.

Итог урока.

Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Мы с вами проделали большую и нужную работу.

Объявляются оценки за урок.

Проверяется задание на компьютере.

Рефлексия. Закончи предложение…

Я положительно оцениваю…

Мне нужно обратить внимание…

Я хочу поблагодарить…

Мне было интересно…

Мне показалось важным…

Приложение №1.

Задания

1. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

А: «П».

А: «П?»

«П», — а.

«П?» — а.

«П!» — а.

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

3.Выделите жёлтым цветом схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

  1. «П»,- а. 3. «П!» — а.

  2. А – «П?» 4. А: «П».

Проверь себя!

1. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Максим Горький говорил: « Хорошая книга – праздник».

2. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

А: «П».

А: «П?»

«П», — а.

«П?» — а.

«П!» — а.

5

1

2

3

4

1. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь 2. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик»,- советовала старая утка. 3. «Неужели река замерзнет?»- думала Серая Шейка. 4. «Ах, как ты меня напугала, глупая!»- проговорил заяц.

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

3.Выделите жёлтым цветом схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

  1. «П»,- а. 3. «П!» — а.

  2. А – «П?» 4. А: «П».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here