Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».
Задачи: 1. Обобщить знания о роли глагола в языке, о его грамматических особенностях.
2. Совершенствовать умения распознавать части речи, умения рассказывать о глаголе по плану, умения передавать содержание прочитанного текста.
3. Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: слайды, тесты, рисунок Корабля, кроссворды.
План урока.
-
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Давайте пожелаем друг другу успехов и удачи. И тогда у нас все свами получится.
-
Этап проверки домашнего задания
Вы должны были написать сочинение на тему: «Почему мое село называется Хузангаево?» (2-3 ученика читают сочинения).
-
Этап всесторонней проверки знаний.
Наш урок будет необычным потому, что будет сказочным, поэтичным.
Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закрой те глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…(Включается запись звуков моря.)
… И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
(На доске – рисунок корабля)
— Ребята найдите в орфографических словарях слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем.
— Давайте хором проговорим его, а теперь запишем его в словарик. Выделите в нем букву о.
— Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?
— От какого слова образовано данное?
(дети высказывают свои предположения)
Исконно- русское слово корабль было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
-Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву о в слове корабль?
(Слова- подсказки корка, корочка)
— Запишите в словарик проверочное слово.
Корабль – корка.
Ребята проверить написание словарных слов нам очень часто помогает знание происхождения слова. В этом вам может помочь «Этимологический словарь русского языка».
Наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы решите кроссворд. Решив его, вы еще определите тему нашего урока. Вам нужно отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина.
(учитель читает отрывки с пропуском слов, а ученики по группам вписывают слова в кроссворд).
1г | о | р | о | д |
| ||||||||||||
2к | о | р | а | б | л | ю |
| ||||||||||
| 3к | а | р | т | и | н | а | ||||||||||
4б | о | г | а | т | ы | р | я |
| |||||||||
| 5в | о | с | т | о | к |
| ||||||||||
6с | т | о | л | и | ц | ы |
|
-
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грезы ночи,
И, дивясь, перед собой
Видит (город) он большой.
-
Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят.
-
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына…
-
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря).
-
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на (восток)».
-
Вот въезжает в город он;
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…
— Что за слово получилось? (Глагол)
— Вы определили тему урока. Это глагол.
-Что такое глагол?
— Что обозначает?
— На какие вопросы отвечает?
— Что еще помните? (не с глаголами пишется раздельно)
На сегодняшнем уроке мы обобщим знания о глаголе.
Итак, мы отправляемся в путь!
Наша первая остановка у пристани «Словознайка».
Задание: У себя в тетрадях запишите два слова из кроссворда, а к ним припишите слово, которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет. (Отвечают несколько учеников)
-Чем сходны все слова, которые вы приписали к именам существительным?
(Они обозначают действия предметов)
-На какие вопросы отвечают эти слова?
-Как называются?
V. Этап освоения новых знаний.
Определите роль глагола в предложении.
Наша вторая остановка у пристани «Сказочная».
Послушайте нашу сказительницу. (Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья» )
Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошел по белу свету счастья искать. Идет, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли они, шли и встретили прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому так же одиноко и грустно. Долго ли коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике.
Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в предложении. Друзья с радостью согласились. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее!
— А теперь внимание!
Кем «работает» существительное в предложении? (подлежащим)
Кем «работает» прилагательное в предложении? (определением)
А кем работает глагол? (сказуемым)
Царевна из сказки А.С. Пушкина тоже хочет приносить пользу. Посмотрите на предложение на слайде.
Дом ц..ревна обошла,
Все поря..ком убрала.
Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены.
-Какую работу глагол выполняет в предложении? (является сказуемым)
— Что обозначает?
-На какой вопрос отвечает?
Физкультминутка
Вот наш корабль подошел к пристани «Отдыхай-ка». Значит, пора отдохнуть.
Дети поют песню «Белые кораблики» и выполняют движения.
-
Этап проверки понимания учащихся нового материала.
Работа в группах.
Наша следующая остановка у пристани «Дружная».
Чтобы правильно и быстро выполнить задание, вам нужно работать дружно, слаженно.
Задание: Образуйте от имен существительных однокоренные глаголы, выделите корень.
Работа, плач, крик, шум, танец, стук, шутка.
Что происходит с корнями некоторых слов при преобразовании? (Чередование согласных, появляется беглая гласная)
3.Работа с учебником.
Следующая остановка у пристани «Вспоминай-ка».
Откройте учебник, найдите упражнение 400. Прочитайте задание.
Задание: Расскажите о существительном, прилагательном и глаголе по плану: 1.Что такое?
2.Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Как изменяется?
5. Каким членом в предложении чаще всего бывает?
Мы с вами вспомнили, что такое существительное, прилагательное и глагол. Эти знания помогут нам выполнить следующее задание.
Задание: Распределите слова из учебника упражнение 339 по частям речи. Первая группа выписывает — существительные, вторая — прилагательные, третья – глаголы.
-
Этап закрепления нового материала.
— Следующая остановка у пристани «Думай-ка».
Вам предстоит хорошенько подумать и самостоятельно выполнить тест.
-
Впиши пропущенные слова.
Глагол – это часть речи, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы ________________________________________________.
2. Среди данных слов подчеркни только глаголы
Бегун, русская, любить, народная, бегство, создавать, рассказать, хороший, огонек, бежать, красить, темный.
3.Выбери правильное утверждение (зачеркни неверное, оставь правильное):
а) не с глаголами пишется слитно;
б) не с глаголами пишется раздельно.
4. Соедини стрелками слово и часть речи:
кошка
гуляет существительное
цветной
смотрит прилагательное
стол
солнечный глагол
-
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики по его выполнению.
Задание: ученики 1 группы готовят вопросы по теме «Глагол», 2 группы – готовятся ответить на любые вопросы по теме «Глагол».
-
Этап подведения итога занятия.
Вот и подошел наш корабль к пункту назначения – к селу Хузангаево.
Как вы уже сказали наше село названо в честь великого чувашского поэта П.П.Хузангая. Мне хотелось бы прочитать несколько строк из его стихотворения «Родной язык»
Всегда, везде – в кругу привычном дома
Иль далеко от наших рубежей-
Я благодарен языку родному:
Он мне открыл мир мыслей и вещей.
А сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу, работу класса. У вас на партах лежат сердечки трех цветов. Если вы оцениваете свою работу на «3» выбираете синее сердечко, если на «4» -желтое, «5» — красное. Пожалуйста аргументируйте свои ответы.