Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

Задачи: 1. Обобщить знания о роли глагола в языке, о его грамматических особенностях.

2. Совершенствовать умения распознавать части речи, умения рассказывать о глаголе по плану, умения передавать содержание прочитанного текста.

3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: слайды, тесты, рисунок Корабля, кроссворды.

План урока.

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Давайте пожелаем друг другу успехов и удачи. И тогда у нас все свами получится.

  1. Этап проверки домашнего задания

Вы должны были написать сочинение на тему: «Почему мое село называется Хузангаево?» (2-3 ученика читают сочинения).

  1. Этап всесторонней проверки знаний.

Наш урок будет необычным потому, что будет сказочным, поэтичным.

Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закрой те глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…(Включается запись звуков моря.)

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

(На доске – рисунок корабля)

— Ребята найдите в орфографических словарях слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем.

— Давайте хором проговорим его, а теперь запишем его в словарик. Выделите в нем букву о.

— Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?

— От какого слова образовано данное?

(дети высказывают свои предположения)

Исконно- русское слово корабль было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

-Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву о в слове корабль?

(Слова- подсказки корка, корочка)

— Запишите в словарик проверочное слово.

Корабль – корка.

Ребята проверить написание словарных слов нам очень часто помогает знание происхождения слова. В этом вам может помочь «Этимологический словарь русского языка».

Наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы решите кроссворд. Решив его, вы еще определите тему нашего урока. Вам нужно отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина.

(учитель читает отрывки с пропуском слов, а ученики по группам вписывают слова в кроссворд).

о

р

о

д

о

р

а

б

л

ю

а

р

т

и

н

а

о

г

а

т

ы

р

я

о

с

т

о

к

т

о

л

и

ц

ы

  1. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грезы ночи,

И, дивясь, перед собой

Видит (город) он большой.

  1. Пушки с пристани палят,

(Кораблю) пристать велят.

  1. Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная (картина)!

Перед ним его два сына…

  1. Море вздуется бурливо

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три (богатыря).

  1. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы не даром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далек:

Восвояси на (восток)».

  1. Вот въезжает в город он;

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы…

— Что за слово получилось? (Глагол)

— Вы определили тему урока. Это глагол.

-Что такое глагол?

— Что обозначает?

— На какие вопросы отвечает?

— Что еще помните? (не с глаголами пишется раздельно)

На сегодняшнем уроке мы обобщим знания о глаголе.

Итак, мы отправляемся в путь!

Наша первая остановка у пристани «Словознайка».

Задание: У себя в тетрадях запишите два слова из кроссворда, а к ним припишите слово, которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет. (Отвечают несколько учеников)

-Чем сходны все слова, которые вы приписали к именам существительным?

(Они обозначают действия предметов)

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Как называются?

V. Этап освоения новых знаний.

Определите роль глагола в предложении.

Наша вторая остановка у пристани «Сказочная».

Послушайте нашу сказительницу. (Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья» )

Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошел по белу свету счастья искать. Идет, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли они, шли и встретили прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому так же одиноко и грустно. Долго ли коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике.

Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в предложении. Друзья с радостью согласились. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее!

— А теперь внимание!

Кем «работает» существительное в предложении? (подлежащим)

Кем «работает» прилагательное в предложении? (определением)

А кем работает глагол? (сказуемым)

Царевна из сказки А.С. Пушкина тоже хочет приносить пользу. Посмотрите на предложение на слайде.

Дом ц..ревна обошла,

Все поря..ком убрала.

Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены.

-Какую работу глагол выполняет в предложении? (является сказуемым)

— Что обозначает?

-На какой вопрос отвечает?

Физкультминутка

Вот наш корабль подошел к пристани «Отдыхай-ка». Значит, пора отдохнуть.

Дети поют песню «Белые кораблики» и выполняют движения.

  1. Этап проверки понимания учащихся нового материала.

Работа в группах.

Наша следующая остановка у пристани «Дружная».

Чтобы правильно и быстро выполнить задание, вам нужно работать дружно, слаженно.

Задание: Образуйте от имен существительных однокоренные глаголы, выделите корень.

Работа, плач, крик, шум, танец, стук, шутка.

Что происходит с корнями некоторых слов при преобразовании? (Чередование согласных, появляется беглая гласная)

3.Работа с учебником.

Следующая остановка у пристани «Вспоминай-ка».

Откройте учебник, найдите упражнение 400. Прочитайте задание.

Задание: Расскажите о существительном, прилагательном и глаголе по плану: 1.Что такое?

2.Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Каким членом в предложении чаще всего бывает?

Мы с вами вспомнили, что такое существительное, прилагательное и глагол. Эти знания помогут нам выполнить следующее задание.

Задание: Распределите слова из учебника упражнение 339 по частям речи. Первая группа выписывает — существительные, вторая — прилагательные, третья – глаголы.

  1. Этап закрепления нового материала.

— Следующая остановка у пристани «Думай-ка».

Вам предстоит хорошенько подумать и самостоятельно выполнить тест.

  1. Впиши пропущенные слова.

Глагол – это часть речи, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы ________________________________________________.

2. Среди данных слов подчеркни только глаголы

Бегун, русская, любить, народная, бегство, создавать, рассказать, хороший, огонек, бежать, красить, темный.

3.Выбери правильное утверждение (зачеркни неверное, оставь правильное):

а) не с глаголами пишется слитно;

б) не с глаголами пишется раздельно.

4. Соедини стрелками слово и часть речи:

кошка

гуляет существительное

цветной

смотрит прилагательное

стол

солнечный глагол

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики по его выполнению.

Задание: ученики 1 группы готовят вопросы по теме «Глагол», 2 группы – готовятся ответить на любые вопросы по теме «Глагол».

  1. Этап подведения итога занятия.

Вот и подошел наш корабль к пункту назначения – к селу Хузангаево.

Как вы уже сказали наше село названо в честь великого чувашского поэта П.П.Хузангая. Мне хотелось бы прочитать несколько строк из его стихотворения «Родной язык»

Всегда, везде – в кругу привычном дома

Иль далеко от наших рубежей-

Я благодарен языку родному:

Он мне открыл мир мыслей и вещей.

А сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу, работу класса. У вас на партах лежат сердечки трех цветов. Если вы оцениваете свою работу на «3» выбираете синее сердечко, если на «4» -желтое, «5» — красное. Пожалуйста аргументируйте свои ответы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here