Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Автор разработки:
Алексеева Светлана Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 348
Невского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Цель урока:
Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина «второстепенные члены предложения».
Задачи:
Образовательные:
-
Ввести понятия «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение»;
-
Закрепить знания о грамматической основе предложения и второстепенных членах предложения;
-
Расширять словарный запас учащихся;
Развивающие:
-
Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся;
-
Развивать речь, память, внимание, орфографическую наблюдательность;
Воспитывающие:
-
Продолжать формирование учебной мотивации, прививать интерес к предмету;
-
Воспитывать сознательное отношение к учебе;
Коммуникативные:
-
Продолжить формирование опыта работы в паре;
-
Формировать умение договариваться, для того чтобы сделать что-то сообща .
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстом на каждого ученика, план урока, записанный на доске.
План урока:
-
Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Перед началом урока пожелайте друг другу добра, улыбнитесь. А теперь соберите внимание (психологический настрой: большой палец зажимается внутрь кулака), я желаю вам удачи!
Эпиграф. слайд 2
Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого
«…Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке».
-
План нашего урока записан на доске.
-
Приступаем к проверке домашнего задания.
-
Проверка д.з слайд 3
-
Распределите на доске части речи и члены предложения
-
слайд 1( и.д.)
(работа 2 детей у интерактивной доски в паре)
-
Итог. Дайте оценку своей работе.
-
(Фронтальная работа.) Упр. 409, назовите грамматическую основу, назовите части речи у слов : Жил-был, Русачок, с Головастиком, лесной, в пруду.
-
Минутка чистописания.
— На доске записаны буквосочетания.
Запишите эти буквосочетания в тетрадь каллиграфически правильным почерком.
Опу, ушк, пуш, шка слайд 2,3 (и.д.)
-
Словарная работа слайд 4
-
Кто догадался, с каким словарным словом мы будем знакомиться?
-
Сегодня на уроке знакомимся со словарным словом опушка.
-
Почему это слово попало в словарь?
-
Что обозначает слово?
-
Как вы думаете, это многозначное или однозначное слово?
-
Давайте обратимся к толкованию этого слова.
— Составьте и запишите со словом опушка. слайд 5
А) словосочетание прил. + сущ.
Б) словосочетание сущ. + сущ.
— Как вы думаете, однокоренные ли это слова?
Опушка, пушечный, пушной, пушка, опенки.
Выберите группы однокоренных слов и запишите их.
-
Повторение знаний о предложении слайд 6
Переходим к повторению пройденного.
-
Какие бывают предложения :
-
По интонации… (восклицательные и невосклицательные)
-
По цели высказывания… (повествовательные, вопросительные, побудительные)
-
По наличию второстепенных членов…
-
Знаем это?
-
Возникла проблема: как различаются предложения с второстепенными членами, и как они называются.
-
Ее и будем решать сегодня на уроке.
-
Изучение нового материала.
-
Скажите, а как вы понимаете слово распространить? (увеличить, расширить, сделать обширным, добавить )
-
Вот предложение. Весна пришла. Назовите грамматическую основу.
-
Распространите это предложение.
-
Как вы это сделаете? (добавим второстепенные члены).
-
Какое стало предложение? (распространенное)
-
А что значит не распространить? Оставить все как было.
-
Какое было предложение? (нераспространенное)
-
Сделайте вывод какие предложения называются распространенными? (предложения, где есть второстепенные члены)
-
Какие предложения мы назовем нераспространенными? (предложения, состоящие только из грамматической основы)
-
Давайте проверим наши предположения и прочитаем правило на стр.132
-
Подготовьте ответ на вопросы учебника (работа в парах)
-
Приведите примеры нераспространенных предложений, распространенных предложений.
-
Запишите 1 распространенное предложение, 1 нераспространенное предложение.
-
Физкультминутка.
-
Первичное закрепление.
Упр. 411 Устно слайд 8
-
Сколько в тексте предложений.
-
Пользуясь алгоритмом, определите какое предложение по наличию второстепенных членов.
Дайте полную характеристику предложению: невосклицательное, повествовательное, распространенное, грамматическая основа я гуляю
-
Творческая работа.
-
Прочитайте текст на доске. слайд 9
-
Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!
-
Из каких предложений он состоит? (Текст состоит из нераспространенных предложений)
-
Вам нравится этот текст?
-
Что бы вы хотели изменить в тексте? (распространить предложения, сделать текст выразительным)
-
Я предлагаю выполнить эту работу с текстом.
-
Прочитайте задание. Какие у вас есть вопросы?
Задание на листочках. Распространите предложения второстепенными членами. Озаглавьте текст. Спишите текст в тетрадь.
Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!
Слова для справок:
долгожданная, снежные горы, быстрый, с крыш, звонко, душистые, клейкие, на солнечной опушке, молоденькая, скоро, первые, как первый, весенний
-
Прочитайте ваш текст.
-
Сравните его с первоначальным текстом.
-
А каким стал текст? (полным, интересным, содержательным, интересным)
-
Рефлексия слайд 10
Прочитайте ключевые слова. Подведите итог урока.
-
Оценивание. слайд 11
Вы хорошо потрудились на уроке и заслужили хорошие оценки.
-
Д. з. правило стр. 132, упр.4, 5 стр.135-136.
Задайте вопросы по д. з. слайд 12
Итог урока слайд 13
Список используемой литературы:
-
Бунеева Е.В., Яковлева М.А
Методические рекомендации для учителя. Изд. 3-е, испр. — М. : Баласс, 2010.- 208 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 3-го класса. В 2-х ч
-
Комиссарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – Изд. 2-е, перераб.