Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа 2100»

Тема: «Развитие умения определять падеж у имени существительного, ставить имя существительное в разные падежные формы»

Цели:

1. Усвоить алгоритм рассуждений при определении падежа у имени существительного и учиться самостоятельно определять падеж у имени существительного в разных ситуациях;

2. Повторить основные учебно- языковые и орфографические умения и навыки;

3. Воспитание любви к природе, русскому языку,

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы речь была правильной, точной, красивой, живой и чистой нужно хорошо знать русский язык.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз-

Под нами и над нами-

И всё, что в памяти у нас-

Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.

— Из чего состоит наша речь?

(из предложений).

-А предложения?

(из слов).

А слова – это части речи.

-Сколько частей речи вы знаете?

-На какие 2 группы делятся части речи?

-Назовите самостоятельные части речи.

-Назовите служебные части речи.

-А какую часть речи мы изучаем сейчас?

-Почти каждое второе слово в нашей речи- имя существительное.

— Давайте вспомним всё, что мы знаем об этой части речи.

Грамматический рассказ об имени существительном по плану:

1. Что такое имя существительное

2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Примеры.

3Нарицательные и собственные. Примеры.

4. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры.

5. Изменение существительных по числам. Примеры.

6. Каким членом предложения бывают имена существительного.

Примеры.

2. Создание проблемной ситуации.

Мы продолжаем изучать эту часть речи.

Посмотрите на доску и определите тему урока:

(на доске) И. п Р.п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.

-Да, сегодня мы будем упражняться определять падеж у имён существительных.

2.1. Работа в тетрадях по чистописанию.

Откроем тетрадь по чистописанию с. 17.

-Какую букву будем сегодня прописывать?

(строчную букву з)

-Какие звуки обозначает буква з? Дать характеристику звукам.

-Прописать букву з и соединения буквы з с буквами я, ю, ы.

2.2. Работа над лексическим значением слова.

-Прочитайте слова, которые нам предлагают записать:

Зачин – традиционное начало

Заглавие – название произведения

Здравомыслие – толково мыслящий

Звукопись – в художественной речи звуковые повторы, насыщенность одинаковыми звуками в целях образного подражания.

— Выделить орфограммы.

— В каких словах различное количество букв и звуков?

— Что объединяет данные слова? ( имена существительные, неодушевлённые, нарицательные, в единственном числе).

2.3. Работа по теме урока.

— Как ещё изменяются имена существительные? (по падежам).

— Повторим падежи хором с вопросами.

Упр. 122 с. 75.

На доске запишем существительное стол в указанных падежах
Р. п,( чего ) стола
Д. п,( чему ) столу
Т. п,( чем ) столом

-По данному алгоритму выполните работу по вариантам со словами: трава, окно

-Записать 2 словосочетания.

-Легко ли определить падеж у имени существительного?

-Достаточно ли только одного слова?

-Можно ли определить падеж у слова земле?

-Точно ответить на этот вопрос нельзя.

-Почему? ( нет ни слова, ни предложения, ни словосочетания, ни предлога )

-А как надо действовать, чтобы определить падеж у имени существительного?

— Этим мы сегодня будем заниматься на уроке.

Физкультминутка.

-Наконец- то после ненастной осени вступает в свои права зима. Красив зимний лес! Представьте, что мы попали туда.

Свежий ветерок нежно ласкает наши лица ( движение ветерка).

Мороз щиплет и румянит щёки (вращение головой).

Пойдём по тропинке, потрогаем белые стволы ( потирают руки по локтям).

Тонкие веточки берёз ( руки вперёд- разминают пальцы).

( сели, закрыли глаза)

-Чудесен вид зимней природы.

-Прочитайте предложение, запишите его, обозначьте орфограммы.

-На окне мороз льдинкой росписи нанёс.

-Сгруппируйте орфограммы:

  • безударная гласная, проверяемая ударением (окне, росписи )

  • безударная гласная непроверяемая (мороз )

  • правописание парного согласного (мороз )

  • ь- обозначитель мягкости (льдинкой)

  • правописание приставок (нанёс, росписи)

  • орфограмма- пробел( на окне).

2.4. Закрепление темы урока.

Подчеркните имена существительные.

Нам надо определить падеж.

Ваши действия.

Алгоритм:

  1. Надо найти слово, от которого данное существительное зависит.

  2. Поставьте вопрос от этого слова к тому, падеж которого мы определяем.

Если данное слово является подлежащим может ли оно быть зависимым? ( нет , это главный член предложения).

-В каком падеже всегда стоит подлежащее? Определите( в И. п)

Определим падеж слова на окне, пользуясь алгоритмом.

где? на чём?

нанёс на окне

как? чем?

нанёс льдинкой

что?

нанёс росписи

2.5. Самостоятельная работа.

-Выполняем упражнение 124 по шагам.

1 шаг. Прочитаем текст. Отрывок из произведения, знакомого нам автора К. Паустовского.

-Пользуясь алгоритмом выполним 2 словосочетания вместе, а остальные самостоятельно. Помним, что подлежащее и сказуемое словосочетанием не является.

что?

разбиваю палатку( В. п)

чего?

под пол палатки(Р. п)

что?

натягивать палатку(В. п)

чего?

по бокам палатки( Р. п)

где? в чём?

читаю в палатке

2.6. Морфологический разбор имени существительного.

Открываем дидактический материал с. 36 упр. 63.

-Выполняем по вариантам: составить предложения и определить падеж.

Морфологический разбор существительного на окне.

— Каким признаком является падеж? ( непостоянным).

2.7. Рефлексия.

Чему сегодня учились?

Как надо действовать, чтобы определить падеж у имени существительного?

— Попробуйте предположить для чего мы изучаем падежи имён существительных в курсе русского языка?

2.8. Домашнее задание:

Упр. 125.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here