Урок: русский язык.

Тема урока: Склонение местоимений. Правописание местоимений с предлогами.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: стандартный, с использованием интерактивной доски

Цель урока:

Познакомить учащихся со склонением местоимений 3-го лица. Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.

Развивать навык точного употребления в речи местоимений, умение различать местоимения по лицам и определять падеж личных местоимений;

— Воспитывать интерес к языку, ответственность за учёбу.

Этап урока

СУМ (содержание учебного материала)

I. Орг. момент.

Сообщение темы урока.

II. Минутка чистописания.

III. Определение темы урока:

IV. Актуализация знаний.

.

V. Физминутка

VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику

VI.

Проверка усвоения материала.

IX. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Психологический настрой. Филворд.

-Найдите пословицу в записи:

СЛАЙД № 1

Хорползнаният — тргосилазабстр

СЛАЙД 2

Замените имя местоимением и скажите, что такое местоимение.

Слайд 3

-Назовите местоимения 1, 2,и 3 лица. Как изменяются они?

Слайд 4

— На доске написаны слова:

ЮЛА, ЛЮБА, ЮЖНЫЙ, ЛЮБИТ, ВЬЮГА, СПЛЮ.

— Сегодня на чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех дан­ных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова? (Это буква Ю. В словах ЛЮБА, ЛЮБИТ, СПЛЮ она обозначает звук [у] — это первая группа. В словах ЮЛА, ЮЖНЫЙ, ВЬЮГА — два звука: [й], [у] — это вторая группа.)

СЛАЙД 5

— Прочтите запись:

У неё, к нему, до тебя, мне, за вами, к ним.

— Назовите лишнее в записи. (мне)

— Почему? (без предлога)

— И тема нашего урока «Правописание личных местоимений с предлогами»

СЛАЙД 6

Атмосфера состоит из трёх слоёв. Первый слой воздушной оболочки называется тропосферой. В нём образуются облака, рождаются грозы, ливни, снегопады.

— Списать предложения, вставить пропущенные буквы.

— Найти числительные, определить тип числительных.

— Найти местоимения, Чем они являются в предложении?

— Как пишутся местоимения с предлогами?

— Что мы должны знать и уметь на уроке?

О роли местоимения в предложении

О правописании местоимений с предлогами

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

Работа в парах.

Упражнение «Четвёртое — лишнее».

На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.

1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я — местоимение 1-го лица, остальные — 3-го лица.)

2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ — местоимение во множественном числе, ос­тальные — в единственном.)

3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО — союз, остальные — местоимения.)

4) ТЫ, К, ОТ, ЗА. (ТЫ — местоимение, остальные — предлоги.)

5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ. (МНЕ-местоимение, остальные — глаголы.)

СЛАЙД 9 (Танцевальные движения под песню «Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»

СЛАЙД 10

Задание. Спиши предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме

СЛАЙД 11

Какие существительные надо заменить местоимением?

— Чем являются местоимения в предложении?

Личные местоимения в косвенном падеже выполняют функцию дополнения.

Знакомство с раздельным написанием местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами.

СЛАЙД 12

— Как нужно писать существительные с предлогами? (Отдельно.) Почему? (можно вставить слово)

— Как нужно писать местоимения с предлогами? (Отдельно.)

— Почему? (Предлог — это слово.)

— Что можно вставить между предлогом и местоимением? (вопрос)

— Измените местоимения 3-го лица по вопросам:

СЛАЙД 13

— Что вы заметили при склонении местоимений 3-го лица? (добавляется буква н)

Чтение вывода на стр.88.

Упражнение 324, стр.89.

— Найдите местоимения с предлогами.

— Спишите текст, раскрывая скобки.

— Найдите местоимения. Какого они лица?

Упражнение «Сколько местоимений в тексте?»

Учитель читает текст из рассказа К. Паустовского. Учащиеся должны за­писать местоимения, которые они услышат.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась око­ло меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я от­нял у неё птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

— Какие местоимения вы записали? (Я, ко мне, она, около меня, меня, его, ей, он, надо мной, мне.)

Выборочный диктант.

— Выписать местоимения из текста. Учитель читает стихотворение М. Расатова «Моя грамматика»:

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет всем моя семья

Что, конечно, Именительный-

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж Родительный

Для кого? А для Меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный –

Это значит – только Мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните: Винительный

Не касается Меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворен совсем не Мной!

Ждете видимо Предложного?

Новых данных обо Мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне!

СЛАЙД 14

— Подберите к картинкам местоимения.

  • Как пишутся местоимения с предлогами?

  • Что можно сказать о правописании местоимений 3-го лица с предлогами?

Русский язык

4 класс

Тема:

«Склонение местоимений.

Правописание местоимений с предлогами»

Составила: Ергалиева Г. Р.

2009-2010 уч. год

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here