Урок русского языка.
Тема урока: «Родовые окончания имен прилагательных»
Цель урока:
1) обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
2) формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
3) развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
4) расширять словарный запас детей;
5) развитие орфографической зоркости;
6) воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
Материал. Учебник «Русский язык»3 класс Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Предложения из художественных произведений. Сборник упражнений Москва. «Просвещение».
Оборудование. Компьютер ,проектор, презентация к уроку. Словарные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись!
2. Минутка чистописания.
1) ая, -ый, -ое, -яя, -ее, -ой, -ые, -ый, — ие.
–Ребята, какую орфографию вы здесь видите? (окончание имен прилагательных)
— На какие группы их можно разделить? (окончания мужского рода, женского рода,
среднего рода, множественного числа)
— О какой части речи будем говорить на уроке? (имя прилагательное)
— Что такое имя прилагательное, и что обозначают имена прилагательные?
— Как изменяются имена прилагательные? (изменяется по числам)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе и во множественном числе?
— Еще как изменяются имена существительные? (изменяется по родам) Слайд 1.
— Как узнать род имен прилагательных? С какой частью речи связаны имена прилагательные?
3. Словарная работа.
-Записываем словосочетание существительное и прилагательное. Картинки. (Ворона, петух, комната, пальто, молоко, мебель, класс.)
-определите род и число имен прилагательных. (Проверка. Работа в парах) Слайд 2.
4. Цель нашего урока: научиться писать родовые окончания имен прилагательных.
5. Фронтальная беседа.
– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
– какие окончания они имеют?
– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?
– какие окончания они имеют?
– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?
– какие окончания они имеют?
6. Работа с учебником.
С.111 упр.21. Проверьте свои выводы с учебником с. 112
7. Физминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
8.Игровое упражнение «Закончи фразу»
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
-Определить род и число имен прилагательных.
9.Самостоятельная работа. Слайд 3.
Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.
-Проверка в парах. Слайд 4.
Первое предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания, начертить схему предложения.
10. Обобщение.
-Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?
11. Рефлексивно — оценочный этап.
Тест
1.Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло.
2.Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн… утро.
А) — ие;
Б) — ее;
В) — яя.
3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:
Зелёная нить тонкая, а красная …
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
5. Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом
предложения;
12. Контроль
– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов. (б, б, в, а, в)
13. Рефлексия.
– Оцените свою деятельность на уроке. На полях поставьте себе оценку карандашом.
– Кто доволен своей работой?
14. Домашнее задание.
С.112, упр. 23.