Урок русского языка в 4 классе с использованием личностно-ориентированной технологии и информационно-коммуникационной технологии

Урок – ознакомление с новыми знаниями. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, так как направлен на изучение особенностей склонения имён прилагательных во множественном числе. Для развития познавательной сферы проводится работа по развитию психологических процессов в речи, памяти, мышления. В организацию работы на уроке включаются задания, подводящие ученика к воспроизведению материала, способствующего осмыслению материала учеником и способствующего закреплению материала учеником. На уроке реализуется принцип развивающего обучения.

Тема:» Склонение имен прилагательных во множественном числе «

ЦЕЛИ УРОКА :

Ознакомление с особенностями склонения .

Формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе .

Развивать внимание, память, орфографическую зоркость, мыслительные операции.

Воспитывать любовь к русской классической литературе, любовь к чтению, интерес к учению.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица падежных окончаний прилагательных во множественном числе, таблица знаний и умений учащихся на данном уроке , чайнворд “ Склонение имен прилагательных ”

ХОД УРОКА .

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку .

2. Актуализация знаний . слайд № 2

— Послушайте отрывок из повести Фонвизина “Недоросль”.

Госпожа Простакова хочет показать, как умен ее сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: “Много. Существительна да прилагательна .”

(Инсценировка отрывка).

— Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное ?

— Дверь? Котора дверь?

— Вот эта.

— Эта? Прилагательна .

— Почему же?

— Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не повешена: так та покамест существительна .

— Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное , потому что он прилагается к глупому человеку?

— И ведомо.

(Беседа) слайд №3

— Ребята, а как вы назовёте тему нашего урока?

— Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

— Как узнать род, число и падеж имени прилагательного ?

— Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных ?

— В каком числе прилагательные не изменяются по родам? ( во множественном числе )

3. Сообщение темы и цели урока . слайд №4

Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во множественном числе . К концу урока мы должны знать падежные окончания прилагательных во множественном числе и уметь склонять.

4 . Новый материал.

Работа со словарем.

— Найдите странице 3 в “Орфографическом словаре” три имени существительных , поставьте их во множественное число . Подберите к ним прилагательные , подходящие по смыслу. Запишите полученные словосочетания.

(например: вкусные абрикосы, красивые автобусы, цветные абажуры)

Выборочный диктант. Слайд №5

Послушайте стихотворение Р. Рождественского.

(На доске)

О русской природе, о милой природе

С зарей в материнских глазах.

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблоне в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О ласковых реках, о девичьих взорах,

О песнях, щемящих до слез.

— О чем это стихотворение? (О любви к матери, к родной природе, к Родине.)

— Выпишите в левый столбик словосочетания с прилагательными в единственном числе , а в правый столбик – с прилагательными во множественном числе .

— Узнайте род прилагательных в единственном числе .

— Что можно сказать о роде прилагательных во множественном числе ? (по родам не изменяются)

— Как узнать падеж прилагательных ? (по падежу существительных ) слайд № 6

ед. ч., ж.р., пр. п.

О русской природе

О милой природе

О ясной погоде

мн. ч., р.п.

сквозистых берез

о вольных просторах

Ознакомление с правилом на стр.122

Вопросы по его содержанию:

— В каком числе прилагательные не изменяются по родам?

— Как можно узнать падеж прилагательных во множественном числе ?

5. Наблюдение над окончаниями во множественном числе . слайд № 7

Работа с таблицей.

Им.п. Какие? -ые, -ие

Р.п. Каких? -ых, -их

Д.п. Каким? -ым, -им

В.п. Какие? -ые, -ие

Т.п. Какими? -ыми, -ими

П.п. (о) каких? -их, -их

— В каких падежах сходные окончания?

— Устно просклоняйте словосочетания, записанные нами ранее. (Работа в группах). Слайд №8

— Склонение прилагательных и существительных :

Для 1 варианта – Уральские горы.

Для 2 варианта – Голубые озера.

6. Упражнение в определении падежей прилагательных во множественном числе .

Упражнение № 282 (выполняется по вариантам)

1 вариант – 1, 3, 5 предложения.

2 вариант – 2, 4 , 6 предложения.

Например: Прежде всего зима стала до лесных (мн.ч., р.п.) птиц (мн.ч., р.п.) добираться.

Разгадывание чайнворда. Слайд №9

— Каждое слово здесь – прилагательное в указанном падеже единственного или множественного числа .

Алый – д.п., ед.ч.

Ударный – тв.п., ед. ч.

Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.

Единый – в.п., ед.ч., ж.р.

Юный – р.п., ед.ч.

Опытный – тв.п., мн.ч.

Интересный – р.п., мн.ч.

Хороший – д.п., мн.ч.

Мирный – р.п., ед.ч.

Отличный – д.п., мн.ч.

7. Итог урока.Рефлексия. слайд №10

— Возвращаемся к нашей таблице.

— Знаем падежные окончания прилагательных во множественном числе ?

— Умеем склонять прилагательные во множественном числе?

Все ли мы цели достигли?

-Назовите самое легкое задание, самое трудное.

— Можно ли сказать, что вы стали чуть мудрее?

8. Д/З

Упражнение № 283, правило.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here