Урок русского языка в 4 классе с использованием личностно-ориентированной технологии и информационно-коммуникационной технологии
Урок – ознакомление с новыми знаниями. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, так как направлен на изучение особенностей склонения имён прилагательных во множественном числе. Для развития познавательной сферы проводится работа по развитию психологических процессов в речи, памяти, мышления. В организацию работы на уроке включаются задания, подводящие ученика к воспроизведению материала, способствующего осмыслению материала учеником и способствующего закреплению материала учеником. На уроке реализуется принцип развивающего обучения.
Тема:» Склонение имен прилагательных во множественном числе «
ЦЕЛИ УРОКА :
Ознакомление с особенностями склонения .
Формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе .
Развивать внимание, память, орфографическую зоркость, мыслительные операции.
Воспитывать любовь к русской классической литературе, любовь к чтению, интерес к учению.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица падежных окончаний прилагательных во множественном числе, таблица знаний и умений учащихся на данном уроке , чайнворд “ Склонение имен прилагательных ”
ХОД УРОКА .
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку .
2. Актуализация знаний . слайд № 2
— Послушайте отрывок из повести Фонвизина “Недоросль”.
Госпожа Простакова хочет показать, как умен ее сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: “Много. Существительна да прилагательна .”
(Инсценировка отрывка).
“ — Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное ?
— Дверь? Котора дверь?
— Вот эта.
— Эта? Прилагательна .
— Почему же?
— Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не повешена: так та покамест существительна .
— Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное , потому что он прилагается к глупому человеку?
— И ведомо.
(Беседа) слайд №3
— Ребята, а как вы назовёте тему нашего урока?
— Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
— Как узнать род, число и падеж имени прилагательного ?
— Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных ?
— В каком числе прилагательные не изменяются по родам? ( во множественном числе )
3. Сообщение темы и цели урока . слайд №4
Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во множественном числе . К концу урока мы должны знать падежные окончания прилагательных во множественном числе и уметь склонять.
4 . Новый материал.
Работа со словарем.
— Найдите странице 3 в “Орфографическом словаре” три имени существительных , поставьте их во множественное число . Подберите к ним прилагательные , подходящие по смыслу. Запишите полученные словосочетания.
(например: вкусные абрикосы, красивые автобусы, цветные абажуры)
Выборочный диктант. Слайд №5
Послушайте стихотворение Р. Рождественского.
(На доске)
О русской природе, о милой природе
С зарей в материнских глазах.
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слез.
— О чем это стихотворение? (О любви к матери, к родной природе, к Родине.)
— Выпишите в левый столбик словосочетания с прилагательными в единственном числе , а в правый столбик – с прилагательными во множественном числе .
— Узнайте род прилагательных в единственном числе .
— Что можно сказать о роде прилагательных во множественном числе ? (по родам не изменяются)
— Как узнать падеж прилагательных ? (по падежу существительных ) слайд № 6
ед. ч., ж.р., пр. п.
О русской природе
О милой природе
О ясной погоде
мн. ч., р.п.
сквозистых берез
о вольных просторах
Ознакомление с правилом на стр.122
Вопросы по его содержанию:
— В каком числе прилагательные не изменяются по родам?
— Как можно узнать падеж прилагательных во множественном числе ?
5. Наблюдение над окончаниями во множественном числе . слайд № 7
Работа с таблицей.
Им.п. Какие? -ые, -ие
Р.п. Каких? -ых, -их
Д.п. Каким? -ым, -им
В.п. Какие? -ые, -ие
Т.п. Какими? -ыми, -ими
П.п. (о) каких? -их, -их
— В каких падежах сходные окончания?
— Устно просклоняйте словосочетания, записанные нами ранее. (Работа в группах). Слайд №8
— Склонение прилагательных и существительных :
Для 1 варианта – Уральские горы.
Для 2 варианта – Голубые озера.
6. Упражнение в определении падежей прилагательных во множественном числе .
Упражнение № 282 (выполняется по вариантам)
1 вариант – 1, 3, 5 предложения.
2 вариант – 2, 4 , 6 предложения.
Например: Прежде всего зима стала до лесных (мн.ч., р.п.) птиц (мн.ч., р.п.) добираться.
Разгадывание чайнворда. Слайд №9
— Каждое слово здесь – прилагательное в указанном падеже единственного или множественного числа .
Алый – д.п., ед.ч.
Ударный – тв.п., ед. ч.
Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.
Единый – в.п., ед.ч., ж.р.
Юный – р.п., ед.ч.
Опытный – тв.п., мн.ч.
Интересный – р.п., мн.ч.
Хороший – д.п., мн.ч.
Мирный – р.п., ед.ч.
Отличный – д.п., мн.ч.
7. Итог урока.Рефлексия. слайд №10
— Возвращаемся к нашей таблице.
— Знаем падежные окончания прилагательных во множественном числе ?
— Умеем склонять прилагательные во множественном числе?
Все ли мы цели достигли?
-Назовите самое легкое задание, самое трудное.
— Можно ли сказать, что вы стали чуть мудрее?
8. Д/З
Упражнение № 283, правило.