Гизатуллина Гулися Габдрахмановна,
Учитель начальных классов
МБОУ « Миннибаевская СОШ»
Урок русского языка. 4 класс.
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение).
Цели урока: Развивать умение правильно употреблять и писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.
Ход урока.
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
-Сегодня на уроке мы будем составлять устный журнал, на каждой странице которого будет грамматическое задание, которое будет оцениваться. Я думаю, если мы постараемся, то урок получится интересный. Итак, открываем первую страницу нашего журнала «Угадай-ка».
Вставьте пропущенные окончания, догадайтесь, как будет называться наш устный журнал.
Слайд 1.
Проверка.
Слайд 2.
Название устного журнала и есть тема нашего урока.
Слайд 3. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Итог. За первую страницу «Угадай-ка» получаете 3 балла.
2. Словарно- орфографическая работа.
Следующая страница журнала «Вспоминай-ка».
Работа в тетрадях.
а) Запись слов под диктовку.
Пассажир, жёлтый, интересный, коллектив, чёрный, суббота.
б) — На какие две группы можно разделить эти слова?
1.Слова с двойными согласными. (Проверка).
2.Имена существительные и имена прилагательные. (Проверка).
в) Образуйте от имён существительных имена прилагательные.
г) Составьте словосочетания с новыми именами прилагательными.
д) Составьте предложение со словосочетанием.
Запись предложения со словосочетанием в И.п. Определите падеж, выделите окончания.
— В каком ещё падеже имена прилагательные отвечают на эти же вопросы и имеют те же окончания?
(В В.п.)
Составьте устно предложение с этим словосочетанием в В.п.
Итог. За страницу «Вспоминай-ка» получаете 4 балла.
3. Работа по теме урока.
а) — Следующая страница журнала «Отвечай-ка», где вы должны ответить на два главных вопроса нашего урока.
Слайд 4.
1) Как правильно определить падеж имени прилагательного?
2)Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён прилагательных?
У каждого ученика карточка. Карточки различаются по уровню сложности (по цвету). Одна группа учеников отвечает на первый вопрос, другая — на второй.
-На карточках нужно определить правильный порядок ответа на вопрос.
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Слайд 5.
Итог. За страницу «Отвечай-ка» получаете 2 балла.
б) — Следующая страница «Выполняй-ка», где мы будем выполнять упражнения и тренироваться в правильном написании безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
1) Упражнение «Придумай прилагательное».
На доске: около …ого театра
без …ого друга
из …его села
— В каком падеже должны стоять имена прилагательные?
— Как догадались?
— Назовите вопрос и окончания Р.п.
Запись словосочетаний.
2) Слайд 6.
На слайде: синее снег
северный море
пушистый ветер
— Составьте словосочетания. Запомните.
На слайде удаляются имена прилагательные.
— Запишите данные словосочетания в Д. п.
Проверка (сигнальные карточки).
— Назовите вопрос и окончания Д.п.
Итог. Страница «Выполняй-ка» оценивается в 3балла.
4. Физкультминутка.
— Открываем страницу «Отдыхай-ка».
Физкультминутка «Кулак – ребро – ладонь». (Учитель называет словосочетания, стоящие в разном роде. Ученики показывают кулак (м.р.), ребро (с.р.) или ладонь (ж.р.) в зависимости от рода, в котором стоит словосочетание.)
Итог. Страница «Отдыхай-ка» оценивается в 1 балл.
5.Продолжение работы по теме урока.
Следующая страница журнала «Повторяй-ка».
1) — Догадайтесь. О какой птице идёт речь. Это описание из толкового словаря русского языка Ожегова.
Буро- серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)
Слайд 7.(Соловей.)
— Какие слова помогли догадаться, что это соловей?
— К какой части речи они относятся?
2) Работа по учебнику.
Прочитаем описание соловья в учебнике. Упр.310.
— Сравните два описания.
Читают два ученика. Первый ученик читает, опустив имена прилагательные, второй – полный текст.
— Какой вывод можно сделать о роли имён прилагательных в нашей речи?
3) Выписать из упражнения словосочетания (предложения) с именами прилагательными 1 вариант — в Т.п., 2 вариант — в П.п.
Проверка.
— Назовите вопросы и окончания имён прилагательных в Т.п., П.п.
Итог. Страница «Повторяй-ка» оценивается в 5 баллов.
4) Домашнее задание. Составить небольшой рассказ-описание любой птицы, используя имена прилагательные, определить падеж, выделить окончания.
6.Рефлексия.
Последняя страница нашего журнала «Проверяй-ка», которая поможет проверить и оценить ваши знания по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».
У каждого ученика бланк с тестом. (Тесты разноуровневые.)
Выполнение тестов.
— Соедините полученные ответы отрезками.
— Какая геометрическая фигура получилась?
Самопроверка по слайду.
Слайд 8.
Итог. Эта страница журнала оценивается в 6 баллов.
7. Подведение итогов урока.
— Понравился ли вам урок?
— Что интересного запомнили на уроке?
— Расшифруем слово, которое получилось в ходе урока, благодаря заработанным баллам.
Слайд 9. (Ключ к зашифрованному слову.)
— Какое слово получилось? (Спасибо.)
— Спасибо всем за урок.