Гизатуллина Гулися Габдрахмановна,

Учитель начальных классов

МБОУ « Миннибаевская СОШ»

Урок русского языка. 4 класс.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение).

Цели урока: Развивать умение правильно употреблять и писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.

Ход урока.

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

-Сегодня на уроке мы будем составлять устный журнал, на каждой странице которого будет грамматическое задание, которое будет оцениваться. Я думаю, если мы постараемся, то урок получится интересный. Итак, открываем первую страницу нашего журнала «Угадай-ка».

Вставьте пропущенные окончания, догадайтесь, как будет называться наш устный журнал.

Слайд 1.

Проверка.

Слайд 2.

Название устного журнала и есть тема нашего урока.

Слайд 3. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Итог. За первую страницу «Угадай-ка» получаете 3 балла.

2. Словарно- орфографическая работа.

Следующая страница журнала «Вспоминай-ка».

Работа в тетрадях.

а) Запись слов под диктовку.

Пассажир, жёлтый, интересный, коллектив, чёрный, суббота.

б) — На какие две группы можно разделить эти слова?

1.Слова с двойными согласными. (Проверка).

2.Имена существительные и имена прилагательные. (Проверка).

в) Образуйте от имён существительных имена прилагательные.

г) Составьте словосочетания с новыми именами прилагательными.

д) Составьте предложение со словосочетанием.

Запись предложения со словосочетанием в И.п. Определите падеж, выделите окончания.

— В каком ещё падеже имена прилагательные отвечают на эти же вопросы и имеют те же окончания?

(В В.п.)

Составьте устно предложение с этим словосочетанием в В.п.

Итог. За страницу «Вспоминай-ка» получаете 4 балла.

3. Работа по теме урока.

а) — Следующая страница журнала «Отвечай-ка», где вы должны ответить на два главных вопроса нашего урока.

Слайд 4.

1) Как правильно определить падеж имени прилагательного?

2)Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён прилагательных?

У каждого ученика карточка. Карточки различаются по уровню сложности (по цвету). Одна группа учеников отвечает на первый вопрос, другая — на второй.

-На карточках нужно определить правильный порядок ответа на вопрос.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Слайд 5.

Итог. За страницу «Отвечай-ка» получаете 2 балла.

б) — Следующая страница «Выполняй-ка», где мы будем выполнять упражнения и тренироваться в правильном написании безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

1) Упражнение «Придумай прилагательное».

На доске: около …ого театра

без …ого друга

из …его села

— В каком падеже должны стоять имена прилагательные?

— Как догадались?

— Назовите вопрос и окончания Р.п.

Запись словосочетаний.

2) Слайд 6.

На слайде: синее снег

северный море

пушистый ветер

— Составьте словосочетания. Запомните.

На слайде удаляются имена прилагательные.

— Запишите данные словосочетания в Д. п.

Проверка (сигнальные карточки).

— Назовите вопрос и окончания Д.п.

Итог. Страница «Выполняй-ка» оценивается в 3балла.

4. Физкультминутка.

— Открываем страницу «Отдыхай-ка».

Физкультминутка «Кулак – ребро – ладонь». (Учитель называет словосочетания, стоящие в разном роде. Ученики показывают кулак (м.р.), ребро (с.р.) или ладонь (ж.р.) в зависимости от рода, в котором стоит словосочетание.)

Итог. Страница «Отдыхай-ка» оценивается в 1 балл.

5.Продолжение работы по теме урока.

Следующая страница журнала «Повторяй-ка».

1) — Догадайтесь. О какой птице идёт речь. Это описание из толкового словаря русского языка Ожегова.

Буро- серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)

Слайд 7.(Соловей.)

— Какие слова помогли догадаться, что это соловей?

— К какой части речи они относятся?

2) Работа по учебнику.

Прочитаем описание соловья в учебнике. Упр.310.

— Сравните два описания.

Читают два ученика. Первый ученик читает, опустив имена прилагательные, второй – полный текст.

— Какой вывод можно сделать о роли имён прилагательных в нашей речи?

3) Выписать из упражнения словосочетания (предложения) с именами прилагательными 1 вариант — в Т.п., 2 вариант — в П.п.

Проверка.

— Назовите вопросы и окончания имён прилагательных в Т.п., П.п.

Итог. Страница «Повторяй-ка» оценивается в 5 баллов.

4) Домашнее задание. Составить небольшой рассказ-описание любой птицы, используя имена прилагательные, определить падеж, выделить окончания.

6.Рефлексия.

Последняя страница нашего журнала «Проверяй-ка», которая поможет проверить и оценить ваши знания по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

У каждого ученика бланк с тестом. (Тесты разноуровневые.)

Выполнение тестов.

— Соедините полученные ответы отрезками.

— Какая геометрическая фигура получилась?

Самопроверка по слайду.

Слайд 8.

Итог. Эта страница журнала оценивается в 6 баллов.

7. Подведение итогов урока.

— Понравился ли вам урок?

— Что интересного запомнили на уроке?

— Расшифруем слово, которое получилось в ходе урока, благодаря заработанным баллам.

Слайд 9. (Ключ к зашифрованному слову.)

— Какое слово получилось? (Спасибо.)

— Спасибо всем за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here