Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области
Начальное образование
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 2 класс
Тема: «« Слова, которые отвечают на вопросы
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Зубкова Валентина Васильевна
ГБОУ СОШ с.Новый Буян
учитель начальных классов
23 марта 1977 г.р.
Стаж работы 16 лет
1.2 Пояснительная записка к занятию.
Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.
Изменения охватили и систему образования в России. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль учителя. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях.
Я никогда не сомневалась в выборе профессии. Оглядываясь назад, могу точно сказать, что всю свою сознательную жизнь я постигала и влюблялась в профессию учителя. Когда сделала первые шаги в качестве учителя, ощущение во мне педагога на базе уже имеющихся умений было чудесным и ласкающим самолюбие. Однако очень скоро я пришла к выводу, что получение педагогического образования не является гарантией того, что ты уже учитель.
Следуя этому, в своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса. В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е. компетенций. Сегодня главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор. И тогда каким должен быть урок в современной школе?
Возникают вопросы: Что влияет на «современность» урока?
Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения?..
Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним школьникам?»
Поразмышляем над этими вопросами:
урок есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися М.И. Махмутов.
Вывод
Современный урок должен давать современный учитель. (создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования) И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником.
В структуре технологической культуры педагога можно выделить три уровня.
Первый уровень — характеризует педагога, который не имеет всех необходимых профессионально-значимых качеств, осуществляет педагогическую деятельность как репродуктивную (по образцу или алгоритму), воспроизводит педагогическую технику и образовательную технологию без опоры на технологические знания, не склонен к творчеству, добивается невысоких результатов в обучении и воспитании. Такой педагог как бы отчужден от образовательной технологии, ему проще работать по инструкциям и рекомендациям. Такой нормативно-репродуктивный уровень имеет ступени:
-
уровень знакомства, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, не способного самостоятельно применить технологические знания об образовательной технологии в собственном практическом опыте;
-
алгоритмический уровень, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, способного по алгоритму воспроизвести отдельные фрагменты технологий, однако без учета конкретных условий педагогической деятельности.
Второй уровень — характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осуществляет свою деятельность с опорой на технологические знания, реализует образовательные технологии с учетом конкретных условий, склонен к творческой деятельности, но устойчивого интереса и потребности в творчестве не испытывает, имеет средние результаты обучения и воспитания. Такой уровень можно назвать адаптивно-эвристическим.
Третий уровень — характеризует педагога, который обладает всеми необходимыми качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний и технологий на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании. Этот уровень технологической культуры педагога может быть назван креативно-творческим, а сам педагог — педагог-исследователь.
В разработке моего урока я постаралась вложить все выше изложенные принципы современного учителя и условия для благоприятного усвоения знаний.…Мною были использованы современные технологии, построение урока различные виды деятельности, ИКТ….
Тема урока/ занятия: « Слова, которые отвечают на вопросы
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Цель урока/ занятия: Формировать умение ставить вопросы к словам, которые
называют признаки предметов.
Задачи урока/ занятия: Ознакомить и закрепить умение находить слова
названия предметов и правильно ставить к ним вопросы.
Совершенствовать навыки чтения, умения работать с
текстом (прогнозировать содержание по заглавию и
иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной
памяти, произвольного внимания, вербального,
наглядно-образного мышления
Тип (вид) урока/ занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых
знаний
Используемое оборудовании: Ноутбук, интерактивная доска, проектор,
(мультимедийная презентация)
II. Содержательная часть
2.1 Технологическая карта изучения темы « Слова, которые отвечают на вопросы
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
« Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
| ||||||
Цели
| Образовательные: Формировать умение ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.
Совершенствовать умение находить слова названия предметов и правильно ставить к ним вопросы. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Познавательные 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре Личностные результаты. 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
. | |||||
Планируемый результат | Предметные: Ставить к словам вопросы: какой? какая? какое? какие? – Классифицировать слова по вопросу. Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Личностные: Метапредметные: Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). | |||||
Основные понятия | Слова — признаки предметов | |||||
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение | |||||
Ресурсы: — основные
— дополнительные |
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова « Русский язык».
— электронные физкультминутки — презентация к уроку | |||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа | |||||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
| Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока. Уточняет понимание и нужность работы. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Внимание, проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех». — Как понимаете это предложение?
|
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
| |
II. Актуализация знаний 4-5мин. Цели: — Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; — выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося
| Записывают дату и классная работа с комментированием; Записывают под диктовку словарные слова; Проверяют написание слов у себя, у соседа, проверяют по эталону; оценивают свою работу отметкой на полях в тетради
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует запись под диктовку словарных слов; выделение орфограмм; самооценку; формулирование темы урока учащимися;
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | — Откройте тетрадь. Слайд1. -Что надо записать? (Дату) — Какую запись нужно сделать дальше? (Классная работа) — Запишите «Классная работа» Проверяем то, что знаем. Словарная работа. Слайд 2. Запишите слова: (1 ученик у доски). Язык, человек, погода, ребята, хорошая, артист, собака, мороз. – Подчеркните опасные места в словах, проверьте правильность написания слов, орфограммы, постановку ударения. — Обменяйтесь тетрадками. — Сравните с записью на экране. -Оцените свою работу отметкой на полях тетради. Поднимите руку кто поставил себе 5, 4 , 3. Какой совет мы могли бы дать одноклассникам по исправлению результата оценивания? — Молодцы. Прочтите еще раз девиз урока. Соединим воедино совет и девиз урока. — Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните слова, обозначающие одушевленные предметы, зеленым – неодушевленные. — На какой вопрос отвечают слова, обозначающие одушевленные предметы? Неодушевленные предметы? (Проверка по слайду) — скажите, ребята, а все ли слова вы подчеркнули? — Какое слово осталось? Почему? Наверное, вы просто забыли его подчеркнуть? — У вас возникло затруднение? Какое? Проблема — А какой вопрос мы могли бы задать к этому слову? — А так вот оно что, оказывается существуют слова, которые отвечают на другие вопросы.
| Знать правильное написание изученных словарных слов Знать вопросы по которым узнают слова – предметы Уметь находить их и задавать к ним вопрос, Знать какие слова – предметы называются одушевленными, а какие неодушевленными и чем они отличаются
| Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).
| |
IIIФормулирование проблемы, 4-5 мин, планирование деятельности. Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения 7-8 мин. Цели: — Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; -Планированию деятельности на уроке. | Работа по учебнику по центральному кадру диафильма с.42 Участие в подводящем к теме диалоге. Формулирование темы урока и плана работы на урок.
| Организует подводящий к теме диалог; Организует формулирование темы урока; Организует составление плана работы на урок.
| — Давайте продолжим разговор на эту тему. Откройте учебник на с.42 Слайд 3 Посмотрите как заинтересованно и удивленно смотрят Петя и Вова на Катю. Как вы думаете, что их удивило и поразило, в облике Катюши? (Новый платок на голове ). -На какой вопрос отвечает слово «платок»? -Рассмотрите и вы этот платок и опишите его. Какой он? — Что еще необычного заметили мальчики в наряде Кати?(Очки) — на какой вопрос отвечает слово очки? — опишите очки, какие они? -Ну, а к слову Катя, какой бы вы задали вопрос? -Почему? Опишите Катю? Катя какая? — Что обозначают слова — платок, очки, Катя? — А, что показывают остальные слова? (Какие это предметы) — Как они называются? Слова признаки – предметов. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
— И чему же мы будем учиться сегодня на уроке. — Составим план урока. План (Примерный)
— Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
1-2 мин Физкультминутка слайд 5 | Знать слова – признаки предметов.
Уметь находить их в предложении, словосочетании, тексте Уметь устанавливать связь между словами предметами и словами признаками при помощи вопросов
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
| |
IV. Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону (15 мин) Цель: — Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; — формирование умения устанавливать связь слов – названий предметов со словами- признаками предметов; — формирование умения ставить вопросы; -формировать умение использовать информацию
V.Домашнее Задание | Находят в тексте слова – названия предметов; Устанавливают связь между словами – названиями предметов и словами – признаками предметов Устанавливают роль слов – признаков предметов в речи
Записывают в дневник домашнее задание | Организует работу над текстом с текстом упр 62. Подводит учащихся к пониманию связи между словами – предметами и словами – признаками; -Помогает уч-ся определить роль слов – признаков в речи -Организация самопроверки; Организация самооценки
Организует запись задания на дом в дневник | — Прочтите задание к упр.2. Послушайте, как я прочту это стихотворение. Прочтите сами. (1 читает) Представили себе картину, нарисованную словами? — Какие слова помогли вам в этом? -Почему? Давайте зададим к ним вопросы. Слайд6. — читаем предложения и устанавливаем связь слов при помощи вопроса. Задайте вопрос к выделенному слову (Какой?) сонный и т.д. Вывод: Слова признаки отвечают на вопросы Какой? Какая,Какие? Какое? И связаны со словами – предметами. Они называют их признаки. — Прочитайте стихотворение без выделенных слов. — какой текст ярче, красивее? Почему? Вывод: Слова – признаки «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину нарисованную словами. Работа под руководством учителя. Игра «Отгадай предмет»Слайд 7 Я буду называть слова, а вы должны отгадать предмет, о котором идет речь и записать ответ в тетрадь. Аккуратная, воспитанная, добрая, умная (девочка) Желтый, овальный, кислый (лимон) Серый, злой, голодный (волк) Почему вы легко отгадали о чем идет речь . (Много слов подсказок) -Какие признаки предметов могут называть слова – признаки? _ на какие вопросы отвечают слова – признаки предметов? — открою вам секрет, такие слова называются именами прилагательными. Интересное слово «прилагательное»? Оно нам как будто говорит, что его можно что сделать? — Правильно приложить. — А к чему можно приложить прилагательное? — Почему? Самостоятельная работа с упр.9 Слайд 8 1 группа выписывает слова, отвечающие на вопрос какая? И добавляют 2 своих слова, отвечающих на этот же вопрос. 2 группа — выписывает слова, отвечающие на вопрос какой? И добавляют 2 своих слова, отвечающих на этот же вопрос. 3 группа выписывает слова, отвечающие на вопрос какое? И добавляют 2 своих слова, отвечающих на этот же вопрос, пользуясь подсказкой. — Проверка по эталону.Самооценка (по 1 уч-ся от группы) — Что мы сейчас делали ? Какое умение формировали? (Умение использовать информацию) Игра «Назови признак предмета». (У каждого ребенка на парте лежит табличка со словом). -Дети вы все сейчас слова. -Попрошу к доске выйти слова – предметы. — А теперь попрошу выйти слова – вопросы и встать правильно. — Ну, а теперь – слова – признаки, прошу встать на свои места. Молодцы! Все по местам
Запишите задание на дом Упр. 7, «Дидактический материал».
| Уметь работать по заданию упражнения и по заданию учителя.
Уметь работать самостоятельно Уметь давать самооценку своей работе
Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
| |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку. | Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности | Слайд9 На какой вопрос отвечают – слова – названия признаков. Найдите слово признак – предмета. Слайд 10 Что нового узнали? Чему научились? Поднимите руку кто доволен своей работой?
| Уметь делать выводы и умозаключения. -Уметь анализировать свою работу — уметь оценивать свою деятельность на уроке
| Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ( Личностные УУД) |
2.2. Тексты заданий
1.
Осень» (Ю. Капустина) ( упр 2. Слайд 6)
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается
2.
Упр.9.
Красивая, весёлый, смелая, маленькое, говорливый, высокий, красное, вкусное, маленькая.
3. Ира « Назови признак предмета»
РОЗА КАКАЯ? КРАСНАЯ
ТОПОР КАКОЙ? ОСТРЫЙ
СОЛНЦЕ КАКОЕ? ЯРКОЕ
КУКЛА КАКАЯ? КРАСИВАЯ
КЛАСС КАКОЙ? ПРОСТОРНЫЙ