Урок русского языка. 2 класс.
Тема: Слова с безударными гласными в корне слова. Способы проверки безударного гласного в корне слова.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Планируемые цели для учителя: создать условия для проявления познавательной активности учащихся, познакомить со способами проверки безударного гласного в корне слова, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Планируемые результаты
Предметные:
— усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов, овладение способами проверки;
— формирования умения подбирать проверочные слова.
Метапредметные:
Личностные — положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные — уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, сформулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, работа в парах.
Методы урока: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организационный.
Цели:
— актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
Учитель: Добрый день! Вы готовы открывать что-то новое? Тогда вперед!
2. Минутка каллиграфии.
На доске: лёд, иней, мороз, снег, метель
— Прочитайте слова.
— Как вы думаете, о каком времени года сегодня будем говорить?
— Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обозначающий твердость согласного. Какая это буква?
(о – обозначает твердость согласных р и м)
— Да, мы будем писать букву о . Откройте тетради. Напишите число.
— Какой порядок букв в этой цепочке? О оо ооо
(при повторе увеличивается на одну букву.)
— Напишите эту цепочку букв. Какое соединение между буквами?
На доске: ко, по, ло, но, то, ро, фо
— Найдите сочетания со звонкими согласными. (ло но ро).
— Напишите на второй строчке сочетания с твердыми согласными.
— Какое соединение в этих сочетаниях?
2. Словарно орфографическая работа.
На экране: зима, снеговик, холод, январь, снежок
— Что объединяет эти слова? (на тему «зима», с безударной гласной)
— Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. ( январь – словарное слово)
— Что можете сказать о слове январь? ( зимний месяц, середина зимы, начало года)
— В народе говорят «В январе растет день, растет и холод». Почему так говорят?
— Напишите слово январь. Обозначьте ударение, выделите безударную гласную, которую надо запомнить.
А. Фонетический разбор слова январь.
Б. — Образуйте от слова январь однокоренное слово. Разберите по составу.
(январский)
— С помощью, какой части слова образовалось слово январский?
— Какие зимние месяцы ещё знаете?
— Да, но вы знаете, что у нас в Якутии зима суровая и продолжительная. Она приходит в середине октября и длится 6 месяцев.
3. Работа над новым материалом. Постановка темы и целей урока.
Цель:
— актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;
— организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
— организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Повторение пройденного.
— Вернемся к нашим зимним словам. Среди этих слов есть однокоренные слова. Какие? Обоснуйте свой ответ.
(снеговик, снежок – одинаковый корень снег, эти слова родственные)
— Запишем эти слова. Выделим корень.
— Подберите еще однокоренные слова к этим словам. (снег, снежинка, снежный, подснежник, снеговик)
— В каких из этих слов в корне есть «опасное место»? Почему так думаете? (снег, снежинка, снежок, снеговик – безударное гласное) Выделите безударные гласные в корне.
— Что можете сказать о словах снег, снежный, подснежник? (Проверочные — ударение…) Поставьте ударение. Подчеркните слова.
Вывод: — Как проверяем слова с безударными гласными в корне? (правило)
Учитель:
— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
— Ребята, вы знаете, что двух одинаковых снежинок не бывает? Американский ученый Уилсон Бентли занимался 46 лет, сделав более 5000 уникальных снимков снежинок и доказал, что действительно двух одинаковых снежинок не бывает.
Посмотрите, какой причудливой формы они бывают. И все по своему красивы.
4. Открытие нового знания.
А. Проверка безударного гласного путем подбора родственного слова.
Цели:
— организовать составление плана действий;
— определить средства.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой инфформации, определение основной информации.
— Что слышно при ходьбе по снегу? (скрип)
Скрип снега слышен при температуре ниже -5 градусов. Скрип – это оказывается шум раздавливаемых кристалликов.
На доске: В сильный мороз снег скр?пит под ногами и ?скрится от света фонарей.
Как проверить пропущенные буквы в словах скрипит и искрится?
Скр?пит – скрип – скрипит
?скрится – искра – искрится
В этом случае что делали при подборе проверочного слова? (подобрали однокоренное слово)
— Итак, как еще можно подобрать проверочное слово?
Вывод: Чтобы проверить безударную гласную, можно подобрать однокоренное слово.
Б. Подбор проверочного слова путем изменения формы слова.
На экране: Бела зима снегами, зла вьюгами.
— Какие слова требуют проверки? Докажите, что они написаны правильно.
(бела – белый, зима — зимы, снегами — снег)
— Что вы делали при подборе проверочного слова? (изменяли форму слова)
На экране: … — с.сна … — ст.лбы
… — тр.па … — з.нты
… — гн.здо … — сл.ды
… — п.ро … — дв.ры
— Подберите проверочные слова и определите пропущенные буквы. (сам-но)
— Итак, как можно подбирать проверочное слово?
Вывод: При подборе проверочного слова нужно изменить слово.
— Ребята, говорят, что снег укутывает землю, как, одеяло. Но сам по себе снег тепла не дает, а не позволяет земле остывать. Оказывается, между снежинками есть пустоты, в которых содержится воздух. Такая снежно-воздушная перина и защищает корни растений.
5. Первичное закрепление.
Цели:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
— организовать самопроверку;
— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, принимать решение.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
Самостоятельная работа. Упр. 237
Сам. работа в парах: (устно)
(раздаются карточки)
П.ля, как будто белые л.сты книги.
Нар.дила з.ма сосны и ели в сн.говые шубы.
От дер.ва к дер.ву тянутся лёгкие сл.ды белок.
За .кном тр.щал мороз и злилась вьюга.
— Прочитайте предложения. Подумайте, каким способом можно подобрать поверочное слово. Вставьте пропущенную букву. Готовьтесь доказать. Что вы правильно вставили пропущенную букву.
В народе говорят «Как снег на голову». Что это значит? (неожиданно, внезапно)
6. Рефлексия деятельности.
Цели: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий.
— Итак, наш урок подходит к концу. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? какую учебную цель выставили? Удалось ли ее решить? Каким способом?
— Какими двумя способами можно подобрать проверочные слова?