Урок русского языка. 2 класс.

Тема: Слова с безударными гласными в корне слова. Способы проверки безударного гласного в корне слова.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Планируемые цели для учителя: создать условия для проявления познавательной активности учащихся, познакомить со способами проверки безударного гласного в корне слова, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Планируемые результаты

Предметные:

— усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов, овладение способами проверки;

— формирования умения подбирать проверочные слова.

Метапредметные:

Личностные — положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные — уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, сформулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, работа в парах.

Методы урока: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

1. Организационный.

Цели:

— актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

Учитель: Добрый день! Вы готовы открывать что-то новое? Тогда вперед!

2. Минутка каллиграфии.

На доске: лёд, иней, мороз, снег, метель

— Прочитайте слова.

— Как вы думаете, о каком времени года сегодня будем говорить?

— Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обозначающий твердость согласного. Какая это буква?

(о – обозначает твердость согласных р и м)

— Да, мы будем писать букву о . Откройте тетради. Напишите число.

— Какой порядок букв в этой цепочке? О оо ооо

(при повторе увеличивается на одну букву.)

— Напишите эту цепочку букв. Какое соединение между буквами?

На доске: ко, по, ло, но, то, ро, фо

— Найдите сочетания со звонкими согласными. (ло но ро).

— Напишите на второй строчке сочетания с твердыми согласными.

— Какое соединение в этих сочетаниях?

2. Словарно орфографическая работа.

На экране: зима, снеговик, холод, январь, снежок

— Что объединяет эти слова? (на тему «зима», с безударной гласной)

— Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. ( январь – словарное слово)

— Что можете сказать о слове январь? ( зимний месяц, середина зимы, начало года)

— В народе говорят «В январе растет день, растет и холод». Почему так говорят?

— Напишите слово январь. Обозначьте ударение, выделите безударную гласную, которую надо запомнить.

А. Фонетический разбор слова январь.

Б. — Образуйте от слова январь однокоренное слово. Разберите по составу.

(январский)

— С помощью, какой части слова образовалось слово январский?

— Какие зимние месяцы ещё знаете?

— Да, но вы знаете, что у нас в Якутии зима суровая и продолжительная. Она приходит в середине октября и длится 6 месяцев.

3. Работа над новым материалом. Постановка темы и целей урока.

Цель:

— актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;

— организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Повторение пройденного.

Вернемся к нашим зимним словам. Среди этих слов есть однокоренные слова. Какие? Обоснуйте свой ответ.

(снеговик, снежок – одинаковый корень снег, эти слова родственные)

— Запишем эти слова. Выделим корень.

— Подберите еще однокоренные слова к этим словам. (снег, снежинка, снежный, подснежник, снеговик)

— В каких из этих слов в корне есть «опасное место»? Почему так думаете? (снег, снежинка, снежок, снеговик – безударное гласное) Выделите безударные гласные в корне.

— Что можете сказать о словах снег, снежный, подснежник? (Проверочные — ударение…) Поставьте ударение. Подчеркните слова.

Вывод: — Как проверяем слова с безударными гласными в корне? (правило)

Учитель:

— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

— Ребята, вы знаете, что двух одинаковых снежинок не бывает? Американский ученый Уилсон Бентли занимался 46 лет, сделав более 5000 уникальных снимков снежинок и доказал, что действительно двух одинаковых снежинок не бывает.

Посмотрите, какой причудливой формы они бывают. И все по своему красивы.

4. Открытие нового знания.

А. Проверка безударного гласного путем подбора родственного слова.

Цели:

— организовать составление плана действий;

— определить средства.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой инфформации, определение основной информации.

— Что слышно при ходьбе по снегу? (скрип)

Скрип снега слышен при температуре ниже -5 градусов. Скрип – это оказывается шум раздавливаемых кристалликов.

На доске: В сильный мороз снег скр?пит под ногами и ?скрится от света фонарей.

Как проверить пропущенные буквы в словах скрипит и искрится?

Скр?пит – скрип – скрипит

?скрится – искра – искрится

В этом случае что делали при подборе проверочного слова? (подобрали однокоренное слово)

— Итак, как еще можно подобрать проверочное слово?

Вывод: Чтобы проверить безударную гласную, можно подобрать однокоренное слово.

Б. Подбор проверочного слова путем изменения формы слова.

На экране: Бела зима снегами, зла вьюгами.

— Какие слова требуют проверки? Докажите, что они написаны правильно.

(бела – белый, зима — зимы, снегами — снег)

— Что вы делали при подборе проверочного слова? (изменяли форму слова)

На экране: … — с.сна … — ст.лбы

… — тр.па … — з.нты

… — гн.здо … — сл.ды

… — п.ро … — дв.ры

— Подберите проверочные слова и определите пропущенные буквы. (сам-но)

— Итак, как можно подбирать проверочное слово?

Вывод: При подборе проверочного слова нужно изменить слово.

— Ребята, говорят, что снег укутывает землю, как, одеяло. Но сам по себе снег тепла не дает, а не позволяет земле остывать. Оказывается, между снежинками есть пустоты, в которых содержится воздух. Такая снежно-воздушная перина и защищает корни растений.

5. Первичное закрепление.

Цели:

— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

— организовать самопроверку;

— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, принимать решение.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

Самостоятельная работа. Упр. 237

Сам. работа в парах: (устно)

(раздаются карточки)

П.ля, как будто белые л.сты книги.

Нар.дила з.ма сосны и ели в сн.говые шубы.

От дер.ва к дер.ву тянутся лёгкие сл.ды белок.

За .кном тр.щал мороз и злилась вьюга.

— Прочитайте предложения. Подумайте, каким способом можно подобрать поверочное слово. Вставьте пропущенную букву. Готовьтесь доказать. Что вы правильно вставили пропущенную букву.

В народе говорят «Как снег на голову». Что это значит? (неожиданно, внезапно)

6. Рефлексия деятельности.

Цели: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий.

— Итак, наш урок подходит к концу. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? какую учебную цель выставили? Удалось ли ее решить? Каким способом?

— Какими двумя способами можно подобрать проверочные слова?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here