Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода» 2 класс
Форма урока: традиционная
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
— выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
— совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
— формировать умение работать в парах, группах;
— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
— формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
— формирование умения адекватно оценивать свою работу;
— воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».
Оборудование:
-
карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;
-
презентация №1, №2
-
учебник русского языка для 2 класса Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.(УМК «Перспектива»)
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.
Ход урока.
1.Организационный этап. Мотивация на урок.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Приветствие, ребята занимают свои места)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Минутка чистописания.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу
На «отлично» напишу.
— Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний. Открываем первую страницу (слайд 1).
Минутка чистописания.
— Посмотрите внимательно на буквы, запишите их. (слайды №1, №2, №3, №4)
— Что вы скажете о них? (Это буквы, обозначающие шипящие звуки.)
На какие группы мы можем их разбить? (1 группа — буквы звонких шипящих звуков: ж, 2 группа — буквы глухих шипящих согласных звуков: ч, щ, ш; 1 группа — буквы мягких звуков: ч, щ, 2 группа — буквы твердых звуков: ж, ш)
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
3. Работа над новым материалом.
— Ребята, давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном?
Подберите, пожалуйста, имена существительные с шипящим согласным на конце слов, а я запишу их на доске.
— Что же вы заметили?
чиж помощь
шалаш глушь
сторож рожь
мяч печь
— А сейчас я вам предложу слова, а вы соответственно запишите их в нужные столбики.
Морж, беречь, помощь, колюч.
Какой вывод сделаем? (Эта орфограмма применяется только при письме имен существительных.)
— Так, что вы должны узнать сегодня на уроке?.
(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет, только в именах существительных после шипящих на конце слов.)
— Сформулируйте тему урока.
— Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце только имён существительных после шипящих.
-Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).
Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
-Давайте составим алгоритм работы.
Каков 1 шаг? — (Определение части речи; слова, отвечающие на вопрос кто? что?)
2 шаг- ( Если это имя существительное, узнать последний звук этого слова, если это шипящий звук, определить род.)
3 шаг — (Имя существительное мужского рода ь —не пишется, женский род ь пишется.)
Работа по алгоритму. ( слайд № 6)
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, подчеркните Ь. Работа по алгоритму ( слайд №6)
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
4. Физминутка (звучит музыка).
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
— Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ёж, дичь, печь, пень, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, сталь, багаж.
5. Самостоятельная работа по группам.(слайд №7)
— Представь себе , что ты нашел древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен.
— Попробуйте догадаться , где нужно поставить «ь». (слайд)
1. Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).
2. Лусый морош(?) увертал чуленую велоч(?).
Полный разбор орфограмм по группам.
6. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. на выбор — разноуровневые задания. (Умение оценивать свои знания)
Вновь работа собирает,
Время даром не теряй,
Книга Знаний предлагает
Нам страницу «Закрепляй».
Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка — подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Белая карточка — образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
— Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение и проверка работ).
— Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
— Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.
— А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач) (слайд№8)
— Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
7. Домашняя работа будет интересной. послушайте внимательно.
1 Можете сами составить аналогичный текст — древнюю рукопись.
2. Придумать рассказ с употреблением слов на изучаемую программу.
3. Нарисовать рисунок, где есть предметы на изучаемую программу.
На следующем уроке проведем по рисункам словарный диктант).
— При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм работы.
7. Итог урока. Рефлексия.
Тест (самостоятельная работа)
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного…
а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова;
в) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
а) между двумя согласными;
б) между согласной и гласной в корне слова;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
После самостоятельной работы один ученик проверяет тест у доски (слайд), а остальные проверяют друг у друга. Взаимопроверка и взаимооценивание. ( Тест- презентация №2 )
Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
Что было легко? Что было трудно?
Кого из учеников могли бы отметить за работу? Продолжите мои предложения: (слайд №10)
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Оценивание своих знаний по изученной орфограмме.(слайд №11)
Следующий урок мы начнем с анализа слов: плачь, плач.(слайд №12)
Литература
http://www.openclass.ru/node/327554
http://kuznetzova.siteedit.ru/page7
Алексеева Е. Г. e-mail: [email protected]
http://school13.ugansk.e-gloryon.com/content/files/Myagki_znak_na_konce_sushestvitelnyh_posle_shipyashih.pdf
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/myagkiy-znak-na-konce-imyon-sushchestvitelnyh-posle-shipyashchih-3