Автор разработки урока: Басак Оксана Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Канска.
Программа: РО Л. В. Занков. Учебник «Русский язык» автор: А. В. Полякова. Класс: 2. Предмет: русский язык.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок-исследование.
Тема: «Слова с буквами е, ё, ю, я».
Место урока: 2 урок
Цель урока: создать условия для овладения обучающимися знаниями об обозначении буквами ё, е, я, ю двух звуков; развивать умения различать слова, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают мягкость согласных или два звука.
Задачи:
образовательная: формирование представления о способах обозначения на письме йотированных гласных и мягкость согласных с помощью букв е, е, ю, я; развивающая: развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной устной и письменной речи, зрительной и слуховой памяти; развитие умения ставить и решать проблемы; выявлять главное; доказывать, объяснять, анализировать, сравнивать;
воспитательная: воспитание желания учиться и делать открытия; воспитание чувства взаимопомощи при работе в парах.
Планируемые результаты: каждый ребёнок научится различать слова, в которых буквы е,ё, я, ю обозначают1 или 2 звука и называть звуки, обозначаемые этими буквами.
Оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер; доска; учебник А.В.Поляковой «Русский язык 2 класс» 1 часть; тетради; раздаточный материал для урока.
Формирование УУД.
1 . Познавательные: формировать умения:
-определять позиции гласных и обозначать их на письме буквами е, е, ю, я;
—проводить сравнение, классификацию изученных объектов по выделенным критериям;
2. Коммуникативные: формировать умения работать в паре:
-выражать свои мысли вслух,
-слушать друг друга,
—договариваться, приходить к общему решению.
3.Регулятивные: учиться ставить цель урока с помощью учителя, уметь контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить необходимые
коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы.
4. Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Доска
1.Организационный момент.
Цель: психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Посмотрели все ль готово?
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок скорей начнём.
— Запишите число, классная работа.
Ученики проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Ученик успокаивается и настраивается на работу.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация.
Цель: Воспроизведение изученного материала.
Чистописание
Цель: отработка графического навыка и навыков каллиграфии.
Изучение новой темы.
Физминутка
Цель: Снятие зрительного напряжения.
-Что записано?
-Какое задание вы можете предложить?
— Какие буквы вы напишите вместо вопросительного знака? Докажите.
-Какую закономерность вы увидели?
-Что вы можете сказать об этих буквах?
-Какие звуки?
-Какие ещё буквы указывают на мягкость согласных?
Запишите гласные еюёя
Составьте и запишите цепочки из этих букв яеёю и т.д.
Спишите скороговорку и подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Три свиристели еле-еле свистели у ели.
Какие буквы вы подчеркнули?
В каких словах е не подчеркнули?
Почему?
Произнесите эти слова ещё раз. Что интересного вы слышите?
Как обозначены два звука?
Кто знает, какие ещё буквы могут обозначать два звука?
-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Какова тема урока?
А всё ли мы про них знаем? Хотите узнать больше?
Поставьте гипотезы, когда эти буквы могут обозначать два звука?
Проверим их.
Прочитайте скороговорку ещё раз и назовите слова с данными гласными.
На какие группы можно разбить эти слова? Докажите.
Запишите эти слова в два столбика.
Подчеркните гласные, обозначающие мягкость согласного, а в кружок обведите гласные, обозначающие два звука.
Над каким умением вы работали?
Какой вывод можно сделать?
Слова. Под словами стоит вопросительный знак.
Написать букву вместо вопросительного знака.
ё я
Нашли связь между верхним и нижним рядами.
Гласные.
Указывают на мягкость согласного.
ь, и
Работают в тетрадях.
Проверяют.
е и и
В начале слова еле, ели.
В начале слова е не обозначает мягкость согласного, потому, что стоит перед ним.
В начале слова слышим 2 звука.
Буквой е.
ё, ю, я
Мы будем с этими буквами работать.
Тема: Слова с буквами е,ё, ю,я.
Свиристели, еле-еле, свистели, ели.
Слова, в которых гласные е, и указывают на мягкость согласного и слова, в которых гласная е обозначают два звука
Работают в тетрадях, один учащийся у доски.
Умение определять позицию гласных.
Вывод: Если гласные е,ё, ю,я стоят в начале слова, то слышим два звука.
Слайд №1
Речь ключ мёл мяч
е ю ? ?
Слайд №2
Речь ключ мёл мяч
е ю ё я
Слайд №3
е [э]
ё 1 [о]
ю [у]
я [а]
Слайд №4
Три свиристели еле-еле свистели у ели.
Слайд №5
е [йэ]
ё 2 [йо]
ю [йу]
я [йа]
в начале слова
Слайд №6
Тема: Слова с буквами е,ё, ю,я.
Слайд №7
Три свиристели еле-еле свистели у ели.
Слайд №8
3.Применение
новых знаний.
Цель: Формирование умения определять позицию гласных.
Работа в парах.
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
— Карточка №1
Выпишите в 1 столбик слова, где данные буквы обозначают мягкость согласных, а в другой столбик — слова, где гласные обозначают два звука. Проверка.
Над каким умением работали?
Какие слова вызвали у вас трудности и почему?
Сделаем транскрипцию слов затея, узнаёт с объяснением у доски.
-Какой вывод можно сделать?
-Что можете сказать о слове вьёт?
Сколько звуков обозначает гласный? Докажите.
Какой вывод можно сделать?
Работают в тетрадях
( язык, утята, люк, юбка, ёлка, стена, свёкла, узнаёт, затея, вьёт)
Умение определять позицию гласных.
Затея, узнаёт, вьёт.
Эти гласные стоят в другой позиции после гласного.
Вывод: Если гласные е,ё, ю,я стоят после гласного, то слышим два звука.
Гласный стоит после разделительного ь.
Два.
Вывод: Если гласный стоит после разделительного мягкого знака, то слышим два звука.
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
е йэ]
ё 2 [йо]
ю [йу]
я [йа]
в начале слова
после гласного после разделительного ь
Физминутка
Цель: Снятие мышечного напряжения и развитие внимания.
А ну, хватит рассуждать. Время отдых начинать.
Я буду называть, а вы если в этих словах буквы я,е,ё,ю обозначают мягкость
покачаетесь из стороны в сторону, если два звука
– присядете.
Слова: ягода, реки, ель, пена, люди, юла, рябина, ёжик, клён.
Слушают слова и выполняют движения.
4. Обобщение полученных знаний.
Цель: Структурирование полученных знаний через практическое применение.
Работа в парах
Фронтальная проверка
Работа по схеме
Итог урока
5. Рефлексия.
Цель: Осмысление и сравнение уровня овладения полученных знаний.
6. Домашнее задание.
Цель: Применение полученных знаний.
Над каким умением мы работали?
Какой вывод мы сделали:
Карточка №2 Игра «Кто больше?» Задание: Выпишите слова, в которых гласные обозначают два звука.
Что скажем про слово подъезд? Какая ловушка? Что обозначает е? В какой позиции находится буква е? Сделаем транскрипцию слова.
Какой сделаем вывод:
Обобщение знаний по схеме.
Работа с учебником. Прочитаем правило. Что добавим в схему?
Давайте подведём итог.
Какова тема нашего урока?
Над каким умением мы сегодня работали?
Оцените свою деятельность на уроке.
Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретённых вами знаний.
Карточка №3 на парте с оценочным листом
не понял
понял, но?
понял
Все ли у нас получилось?
Над чем предстоит нам работать в дальнейшем?
Карточка №4.
1.Прочитай слова и подумай, как распределить эти слова в две группы.
Море, юмор, езда, тетрадь, подъезд, Дарья, ключ, Петя, брюки, ёлка, тает.
2.Запиши слова в два столбика.
3. По желанию сделай фонетический разбор одного слова из каждого столбика.
Умение определять позицию гласных.
Вывод: Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ь, после гласной, они обозначают два звука.
Карточка №2 Игра «Кто больше?» Поезд, тюк, каюта, ель, лютик, подъезд, льют, як, маяк, мера, каюта, обезьяна, полёт,
Вывод: Если гласный стоит после разделительного ъ слышим два звука.
Ничего.
Тема: Слова с буквами е, ё, ю, я
Умение определять позицию гласных е, ё, ю, я
Ученики оценивают себя.
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
е йэ]
ё 2 [йо]
ю [йу]
я [йа]
в начале слова
после гласного после разделительного ь
и после разделительного ъ
Схема
Слайд №14-15