Автор разработки урока: Басак Оксана Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г. Канска.

Программа: РО Л. В. Занков. Учебник «Русский язык» автор: А. В. Полякова. Класс: 2. Предмет: русский язык.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок-исследование.

Тема: «Слова с буквами е, ё, ю, я».

Место урока: 2 урок

Цель урока: создать условия для овладения обучающимися знаниями об обозначении буквами ё, е, я, ю двух звуков; развивать умения различать слова, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают мягкость согласных или два звука.

Задачи:

образовательная: формирование представления о способах обозначения  на письме  йотированных гласных и мягкость согласных  с помощью букв е, е, ю, я; развивающая: развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной устной и письменной речи, зрительной и слуховой памяти; развитие умения ставить и решать проблемы; выявлять главное; доказывать, объяснять, анализировать, сравнивать;

воспитательная: воспитание желания учиться и делать открытия; воспитание чувства взаимопомощи при работе в парах.

Планируемые результаты: каждый ребёнок научится различать слова, в которых буквы е,ё, я, ю обозначают1 или 2 звука и называть звуки, обозначаемые этими буквами.

Оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер; доска; учебник А.В.Поляковой «Русский язык 2 класс» 1 часть; тетради; раздаточный материал для урока.

Формирование УУД.

1 . Познавательные: формировать умения:

-определять позиции гласных и обозначать их на письме буквами е, е, ю, я;

проводить сравнение, классификацию изученных объектов по выделенным критериям;

2. Коммуникативные: формировать умения работать в паре:

-выражать свои мысли вслух,

-слушать друг друга,

договариваться, приходить к общему решению.

3.Регулятивные: учиться ставить цель урока с помощью учителя, уметь контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить необходимые

коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы.

4. Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Доска

1.Организационный  момент.

Цель: психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Посмотрели все ль готово?

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок скорей начнём.

— Запишите число, классная работа.

Ученики проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Ученик успокаивается и настраивается на работу.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Цель: Воспроизведение изученного материала.

Чистописание

Цель: отработка графического навыка и навыков каллиграфии.

Изучение новой темы.

Физминутка

Цель: Снятие зрительного напряжения.

-Что записано?

-Какое задание вы можете предложить?

— Какие буквы вы напишите вместо вопросительного знака? Докажите.

-Какую закономерность вы увидели?

-Что вы можете сказать об этих буквах?

-Какие звуки?

-Какие ещё буквы указывают на мягкость согласных?

Запишите гласные еюёя

Составьте и запишите цепочки из этих букв яеёю и т.д.

Спишите скороговорку и подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Три свиристели еле-еле свистели у ели.

Какие буквы вы подчеркнули?

В каких словах е не подчеркнули?

Почему?

Произнесите эти слова ещё раз. Что интересного вы слышите?

Как обозначены два звука?

Кто знает, какие ещё буквы могут обозначать два звука?

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Какова тема урока?

А всё ли мы про них знаем? Хотите узнать больше?

Поставьте гипотезы, когда эти буквы могут обозначать два звука?

Проверим их.

Прочитайте скороговорку ещё раз и назовите слова с данными гласными.

На какие группы можно разбить эти слова? Докажите.

Запишите эти слова в два столбика.

Подчеркните гласные, обозначающие мягкость согласного, а в кружок обведите гласные, обозначающие два звука.

Над каким умением вы работали?

Какой вывод можно сделать?

Слова. Под словами стоит вопросительный знак.

Написать букву вместо вопросительного знака.

ё я

Нашли связь между верхним и нижним рядами.

Гласные.

Указывают на мягкость согласного.

ь, и

Работают в тетрадях.

Проверяют.

е и и

В начале слова еле, ели.

В начале слова е не обозначает мягкость согласного, потому, что стоит перед ним.

В начале слова слышим 2 звука.

Буквой е.

ё, ю, я

Мы будем с этими буквами работать.

Тема: Слова с буквами е,ё, ю,я.

Свиристели, еле-еле, свистели, ели.

Слова, в которых гласные е, и указывают на мягкость согласного и слова, в которых гласная е обозначают два звука

Работают в тетрадях, один учащийся у доски.

Умение определять позицию гласных.

Вывод: Если гласные е,ё, ю,я стоят в начале слова, то слышим два звука.

Слайд №1

Речь ключ мёл мяч

е ю ? ?

Слайд №2

Речь ключ мёл мяч

е ю ё я

Слайд №3

е [э]

ё 1 [о]

ю [у]

я [а]

Слайд №4

Три свиристели еле-еле свистели у ели.

Слайд №5

е [йэ]

ё 2 [йо]

ю [йу]

я [йа]

в начале слова

Слайд №6

Тема: Слова с буквами е,ё, ю,я.

Слайд №7

Три свиристели еле-еле свистели у ели.

Слайд №8

3.Применение

новых знаний.

Цель: Формирование умения определять позицию гласных.

Работа в парах.

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа

— Карточка №1

Выпишите в 1 столбик слова, где данные буквы обозначают мягкость согласных, а в другой столбик — слова, где гласные обозначают два звука. Проверка.

Над каким умением работали?

Какие слова вызвали у вас трудности и почему?

Сделаем транскрипцию слов затея, узнаёт с объяснением у доски.

-Какой вывод можно сделать?

-Что можете сказать о слове вьёт?

Сколько звуков обозначает гласный? Докажите.

Какой вывод можно сделать?

Работают в тетрадях

( язык, утята, люк, юбка, ёлка, стена, свёкла, узнаёт, затея, вьёт)

Умение определять позицию гласных.

Затея, узнаёт, вьёт.

Эти гласные стоят в другой позиции после гласного.

Вывод: Если гласные е,ё, ю,я стоят после гласного, то слышим два звука.

Гласный стоит после разделительного ь.

Два.

Вывод: Если гласный стоит после разделительного мягкого знака, то слышим два звука.

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

е йэ]

ё 2 [йо]

ю [йу]

я [йа]

в начале слова

после гласного после разделительного ь

Физминутка

Цель: Снятие мышечного напряжения и развитие внимания.

А ну, хватит рассуждать. Время отдых начинать.

Я буду называть, а вы если в этих словах буквы я,е,ё,ю обозначают мягкость

покачаетесь из стороны в сторону, если два звука

присядете.

Слова: ягода, реки, ель, пена, люди, юла, рябина, ёжик, клён.

Слушают слова и выполняют движения.

4. Обобщение полученных знаний.

Цель: Структурирование полученных знаний через практическое применение.

Работа в парах

Фронтальная проверка

Работа по схеме

Итог урока

5. Рефлексия.

Цель: Осмысление и сравнение уровня овладения полученных знаний.

6. Домашнее задание.

Цель: Применение полученных знаний.

Над каким умением мы работали?

Какой вывод мы сделали:

Карточка №2 Игра «Кто больше?» Задание:  Выпишите слова, в которых гласные обозначают два звука.

Что скажем про слово подъезд? Какая ловушка? Что обозначает е? В какой позиции находится буква е? Сделаем транскрипцию слова.

Какой сделаем вывод:

Обобщение знаний по схеме.

Работа с учебником. Прочитаем правило. Что добавим в схему?

Давайте подведём итог.

Какова тема нашего урока?

Над каким умением мы сегодня работали?

Оцените свою деятельность на уроке.

Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретённых вами знаний.

Карточка №3 на парте с оценочным листом

не понял

понял, но?

понял

Все ли у нас получилось?

Над чем предстоит нам работать в дальнейшем?

Карточка №4.

1.Прочитай слова и подумай, как распределить эти слова в две группы.

Море, юмор, езда, тетрадь, подъезд, Дарья, ключ, Петя, брюки, ёлка, тает.

2.Запиши слова в два столбика.

3. По желанию сделай фонетический разбор одного слова из каждого столбика.

Умение определять позицию гласных.

Вывод: Если буквы еёюя стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.

Если буквы еёюя стоят в начале слова, после  ь, после гласной, они обозначают два звука.

Карточка №2 Игра «Кто больше?» Поезд, тюк, каюта, ель, лютик, подъезд, льют, як, маяк, мера, каюта, обезьяна, полёт,

Вывод: Если гласный стоит после разделительного ъ слышим два звука.

Ничего.

Тема: Слова с буквами еёюя 

Умение определять позицию гласных еёюя 

Ученики оценивают себя.

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

е йэ]

ё 2 [йо]

ю [йу]

я [йа]

в начале слова

после гласного после разделительного ь

и после разделительного ъ

Схема

Слайд №14-15

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here