Автор: Глотова Ольга Николаевна

МБОУ «Пежемская СОШ № 14» Вельский район Архангельская область

Учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе 4 четверть, по программе «ПНШ».

Тема «Слова с удвоенной буквой согласного»

Цель:

узнать о происхождении и оттенках значения слов с удвоенной буквой С,

формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;

развивать орфографическую зоркость, мышление;

воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе.

Оборудование: карточки словарных слов, слова – помощники для составления цели урока, карточки с вопросами для работы в паре, карточки для работы в группе, «Дорожка знаний» (3 конверта).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой (звучит музыка пения птиц):

— Ребята, покажите мне свои ладошки. На что они похожи? (На маленькие солнышки). Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, согрейте своими улыбками себя и своих друзей по классу.

— Что вы почувствовали?

— Я ощутила от вас тепло.

— Спасибо, я думаю, что общение на уроке будет для нас полезным.

II. Целеполагание

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

— Напишем словарный диктант. Запишите по определению слова.

1. Единица массы равная 1000кг. (Тонна)

2. Запишите число, которое состоит из единицы с шестью нулями. (Миллион)

3. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир)

5. Искусственно созданное место для плавания. (Бассейн)

6. Единица массы, равная тысяче грамм. (Килограмм)

7. Написание слова по соответствующим правилам орфографии, требующее применение этих правил. (Орфограмма)

— Проверьте написание этих слов. Оцените себя.

— Прочитайте эти слова. Что вы можете про них сказать? ( Слова не русского происхождения -французского, немецкого, греческого)

— Какая орфограмма объединяет эти слова? Допишите ещё три слова на эту орфограмму.

— Посмотрите и сформулируйте тему урока. Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы подряд)

— Почему пишем в словах удвоенную согласную? (Звук на месте удвоенной согласной тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

— Как можно назвать слова с удвоенной согласной? (Словарные слова)

— Почему? (Написание нужно запомнить или посмотреть по словарю)

— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели урока.

Слова помощники на доске.

ПОВТОРИТЬ

УЗНАТЬ О …

ВЫЯСНИТЬ

УПРАЖНЯТЬСЯ

Цели: узнать о происхождении оттенках значений словарных слов с удвоенной буквой С, упражняться в написании слов с удвоенной согласной.

III. Работа по теме урока

1. Беседа о России.

— Послушайте стихотворение и назовите слова, подходящие к теме нашего урока. (Учитель читает стихотворение)

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют. (Россия, русский)

— Россия, что это такое? (Страна, где мы живём.)

— А в каком государстве мы живём? ( В Российской Федерации)

— Что знаете про Россию?

Подготовленный ученик: Откуда взялось такое название Россия. В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Она  была населена русскими, или россами, т.е. людьми, живущими возле воды, по берегам рек и озёр. Река кормила и поила, по ней сплавляли лес. Русь – страна солнца и добрых людей. Русских ещё называют россами. Отсюда и слово «россияне», а страна где они живут,- Россия. Такое название в языке закрепилось с 15 века, когда русские стали объединятся в одно государство.

Учитель: Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В ней проживают около 148 миллионов человек. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы. Мы жители России, россияне, каждый из нас – гражданин России. Гражданин- житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится ею её успехами, вместе с ней переживает горе и радость.

Гордостью земли русской являются  символы. Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого    народа очень большое значение.

-Какие символы имеет наша страна? Российские флаг, гимн, герб — символы, которые закреплены Основным Законом  нашей страны Конституцией.

По содержанию определите страницу учебника. Рассмотрите. (с. 150)

— На что надо обратить внимание? (На написание русских слов с удвоенными буквами согласных)

— Что можете о них сказать?

— А что видите на картинке?

– Сравните, что объединяет, чем различаются? А можно ли их назвать родственными?

— Как думаете, какое слово произошло раньше? Чтобы ответить на этот вопрос, что надо узнать? (Происхождение слов)

Продолжаем формулировать цель урока: узнать о происхождении слов с удвоенными согласными буквами «С».

— Что нам поможет, ответить на этот вопрос? (текст в учебнике)

  1. Работа в паре

Прочитайте текст с. 150-151, ответьте на вопросы, которые лежат на столе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРЕ.

— Какое слово произошло раньше? (Русский или Россия)

— Сколько лет слову Россия?

— В какие времена стали называть нашу родину Россией?

— В чём разница значений слов «русский», «российский»?

Чтение текста и беседа по вопросам.

3. Работа в группе.

Для закрепления этих понятий, упражнение на листочках в группе.

1 группа.

Впишите слова «русский», «российский», поставив в нужную форму в словосочетаниях.

____________________ герб, ___________________ характер,

____________________ граница, __________________ кухня.

2 группа.

Впишите слова «русский», «российский», поставив в нужную форму в словосочетаниях.

___________________ гимн, _____________________художник,

___________________ обычаи, ____________________ гражданин.

3 группа.

Впишите слова «русский», «российский», поставив в нужную форму в словосочетаниях.

_______________________ флаг, ____________________ красавица,

_______________________ лес, ____________________ президент.

Проверка по группам. Докажи…. Обратите внимание на правильность написания слов.

Вывод: «российский», «относящийся к России», как к государству;

«русский» «относящийся к русскому народу».

Цель урока какая?

4. Физминутка.

Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы её поймаем на антенну.

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

5. Самостоятельная работа.

— А теперь посмотрим, как вы поняли.

Упр. 171.

Самопроверка на доске. (Вставляем слова на карточках)

Российский герб, российский гражданин, русский характер, российский гимн, русский лес, российская граница, русская красавица, русские обычаи, русская кухня, русский художник, российский флаг.

Самооценка. (!, + , — )

6. Рефлексия «Дорожка Знаний»

Красный ( я ничего не понял), жёлтый (я понял, но ещё не очень уверен), зелёный (я всё понял, могу помочь другим).

( каждый положит своё имя в конверт определённого цвета)

— А сейчас посмотрим, можете ли вы работать самостоятельно.

7. Самостоятельная работа.

В тетр № 2., с. 83, упр. № 91.

— Прочитайте задание. Скажите своими словами. Вопросы?

Проверка в парах. Оцените.

Образец на доске. Российской

Россия

Россия

Русский

Россия

IV. Итог урока.

— Над какой темой сегодня работали?

— Кто из вас достиг поставленных целей на этот урок?

— Кто из вас достиг поставленных целей полностью?

— Кому из вас необходимо еще поработать над данной темой?

Что запомнили о нашей стране?

V. Домашнее задание.

Творческое: Составьте по 2 предложения с новыми словами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here