Кержаева Галина Петровна
МБУ гимназия № 77
Учитель Начальных классов
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Сочинение «Матрёшка» с элементами описания.
Цели урока: 1. Развитие устной и письменной речи учащихся.
2. Расширение словарного запаса детей по теме описания.
3. Эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: деревянные матрёшки разных размеров, книжечки – самоделки каждому учащемуся, деревянные ложки, CD с записями народных наигрышей на балалайке.
Ход урока:
Дети освобождают класс. Учитель готовит стол с хороводом матрёшек и закрывает их.
-
Организация класса.
А) Учитель: Встали все прямо. Проверьте, все ли готово к уроку. На столе лежат тетрадь и ручка. Тихо сели.
Б) Объявление темы и целей урока.
Учитель: Дети сегодня мы будем писать сочинение с элементами описания.
Будьте собранными и внимательными.
Отгадайте загадку. Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Учитель: О какой игрушке идёт речь?
2. Работа над устным текстом сочинения. Открываю стол, на котором стояли матрёшки. Включаю CD (звучит балалайка).
В) Представление
Дуйте в дудку,
Бейте в ложки (игра на ложках),
В гости к нам
Пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные. (Дети хлопают в ладоши).
Г) Рассматривание матрёшек под музыку балалайки.
Д) Беседа. Под звуки русского инструмента – балалайки.
— Мы рассматривали с вами матрёшки. Чем понравилась вам матрёшка?
— Матрёшка – русская национальная деревянная игрушка. Она получила своё
название от русского крестьянского имени. Матрёшка, а ласково – Матрёшечка, Матрёна. Слово матрёшка пишется с маленькой буквы, как слово кукла, если, конечно, оно не стоит в начале предложения. Далее идёт беседа с опорой на доску.
русская национальная деревянная наши умельцы в прошлом веке |
крестьянская девушка |
сестрички на одно лицо |
кр_савица с_б_линые брови ярк__ румянцем длинн__ ресницы бантик |
разноцветный платок сарафан обл_гает фигуру украшен |
в разные страны |
мирной жительницей планеты |
Ход беседы:
Читаем 1 вопрос. Смотрим на опорные слова (попутно делаем орфографический анализ). Как вы понимаете слово национальная?
-
Матрёшка – национальная русская игрушка. Нация – большая общность людей одной национальности. В данном случае – русского народа.
Далее беседа идёт так же.
В конце беседы.
Учитель: Посмотрите на группировку вопросов и скажите, сколько частей
будет в нашем сочинении. 5 частей. Как иначе можно назвать
матрёшку, чтобы не повторять одно и то же слово?
-
Русская игрушка,
-
деревянная кукла,
-
русская матрёшка
-
красавица.
Как можно озаглавить сочинение?
Е) Кто расскажет по плану о матрёшке, которую он выбрал? (2 чел.).
3. Минутка отдыха под музыку балалайки.
4. Работа в тетрадях.
Учитель: Откройте тетради, напишите число. Сочинение. Своё заглавие. Не забудьте. В сочинении должно быть 5 частей. Каждая часть – с красной строки. Работаем быстро и аккуратно.
На доске вынесена памятка о правилах написания сочинения.
5. Проверка работ.
6. Чтение 1 – 2 сочинений.
7. Итоги работы.
8. Вручение сюрпризов матрёшки – кружочек со стихами.
Учитель:
— Дети, я думаю, что дома вы раскрасите книжечку и выучите весёлые матрёшкины стихи, которые она вам подарила.
Примерный текст сочинения.
Матрёшка – русская национальная деревянная игрушка. Впервые её сделали наши умельцы в прошлом веке.
Она изображает крестьянскую девушку. Внутри матрёшки находятся её сестрички. Все они на одно лицо, но отличаются по размеру и росту.
Русская матрёшка – красавица. У неё соболиные брови. Ярким румянцем горят щёки. Голубые глаза прикрыты длинными ресницами. Алые губки сложены бантиком.
На голове у матрёшки разноцветный платок. Зелёный сарафан плотно облегает фигуру. Фартук куклы украшен красными розами.
Русская матрёшка путешествует в разные страны. Её называют мирной жительницей планеты.
(80 слов)