Урок русского языка

«Обобщение знаний о составе слова»

3 класс

Цели урока:

  1. Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова.

  2. Развитие умения разбирать слова по составу.

  3. Развитие орфографической зоркости.

  4. Совершенствование каллиграфических навыков

  5. Закрепление фонетических и синтаксических знаний.

  6. Коррекция письма – устранение и профилактика ошибок на смешение букв по кинетическому сходству.

  7. Развитие речи, языкового чутья, сообразительности, мышления, памяти, внимания.

  8. Воспитание интереса к русскому языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто образует однокоренные слова — названия профессий людей от данных слов:

Учит — … (учитель), строит — … (строитель), водит — … (водитель), грузит — … (грузчик), мебель — … (мебельщик), стекло — … (стекольщик), футбол — … (футболист), шахматы — … (шахматист), гитара — … (гитарист), массаж — … (массажист).

  1. Минутка чистописания

— Запишите число:

Пятнадцатое ноября.

Классная работа.

— Отгадайте букву, с которой мы будем работать на минутке чистописания. С помощью этой буквы образуются все эти слова.

К

Р

Т

П

Л

Д

С

Л

Н

С

Т

Л

— Какая это буква?

— Какие слова образовались?

— Обведите все буквы О:

А о а о д с а о О с а о о С а о а о с О о а д

— Определите последовательность букв в цепочке:

рог гор …

— Напишите данный ряд до конца строки, соблюдая данную последовательность.

  1. Словарно-орфографическая работа

— Посмотрите на квадрат и шифр к нему.

6

7

8

9

2

Р

А

С

М

3

И

Г

Е

Л

4

Т

Щ

К

И

5

Ь

П

Д

О

Шифр:

1 буква – 35

2 буква – 36

3 буква – 12

4 буква – 45

5 буква — 21

— Отгадайте новое словарное слово, выполнив необходимые вычисления.

— С помощью какого действия вы узнали буквы слова?

— Какое это слово?

— Что такое пирог?

— Пирог – это печеное изделие из раскатанного теста с начинкой.

Прочитайте слова:

зАмок – замОк

плАчу – плачУ

сЕло – селО

— Чем отличаются эти слова? Кто знает, как они называются?

— ОМОГРАФЫ – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении.

— У слова пироги есть тоже омограф, произнесите его (пирОги)

— Кто знает, что такое пирОги?

— Узнаем, прочитав текст упр. 186. на С.98 (лодка индейцев Юж. Америки — деревянный каркас, обтянутый корой или шкурами)

Запись однокоренных слов к слову пироги, разбор их по составу (у доски)

— Вспомните порядок разбора слов по составу:

1.

2.

3.

4.

  1. Сообщение темы и целей урока.

— Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?

  1. Физминутка

  1. Обобщение знаний о составе слова

1. Повторение о значимых частях слова, их функциях.

— С помощью какой части слова связываются слова в предложении?

— Что такое окончание?

— это часть слова, которая и служит для .

— Как определить окончание в слове?

— Что такое основа слова?

— Расскажите о других частях слова в порядке разбора по составу.

(дети составляют «живую» модель слова из карточек)

2. Упражнение в разборе слов по составу.

С. 98 упр. 187

С. 97 упр. 183 (устный разбор в учебнике, затем запись в тетрадь)

  1. Физминутка.

— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слова “пожалуйста”.

— встаньте, пожалуйста;

— будьте добры, похлопайте;

— поднимайте и опускайте руки, пожалуйста;

— потопайте;

— попрыгайте, пожалуйста;

— тихонько сядьте;

— приседайте, пожалуйста;

— тихонько сядьте, пожалуйста.

  1. Рефлексия

Тест

индивидуальные карточки

часть класса

слабоуспевающие

Тест

  1. Выберите верное утверждение:

1 – корень – это часть слова;

2 – корень – это часть предложения.

  1. В какой части слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов?

1 – приставка

2 – корень

3 – суффикс

4 – окончание

  1. Какая часть слова нужна для связи слов в предложении?

1 – приставка

2 – корень

3 – суффикс

4 – окончание

  1. С помощью каких частей слова образуются новые слова?

1 – приставка

2 – корень

3 – суффикс

4 – окончание

  1. Выберите верное утверждение:

1 – основа – это все слово без окончания;

2 – основа – это корень с окончанием.

  1. В слове зимний:

1 – корень зимн-

2 – корень зим-

  1. Выберите верное утверждение:

1 – окончание – это изменяемая часть слова;

2 – окончание – это неизменяемая часть слова.

  1. В слове травушка:

1 – основа травушк-

2 – основа трав-

  1. Выберите лишнее, неоднокоренное, слово:

1 – водитель

2 – водить

3 – водяной

4 – приводить

  1. Найдите схему слова походка:

1 –

2 –

3 –

4 –

Индивидуальные карточки

Разберите слова по составу, пользуясь планом разбора:

Травушка, походка.

ПЛАН РАЗБОРА

  1. Найди окончание, для этого измени слова – поставь их во множественное число, выдели ту часть слова, которая изменилась так: . Это окончание.

ед.ч. мн.ч ед.ч. мн.ч.

Травушка – травушк…, походка – походк…

  1. Выдели часть слова без окончания так: . Это основа

  2. Найди в однокоренных словах одинаковую часть. Выдели ее так: . Это корень.

Травушка, трава, травинка.

Походка, поход, ходит, ход.

  1. Найди приставку, она стоит перед корнем. Выдели ее так: . Это приставка.

  2. Найди суффикс, он стоит после корня. Выдели его так: . Это суффикс.

  3. Проверь, все ли части в словах ты выделил!

9. Итог урока.

— Перечислите значимые части слова.

— Какую часть слова называют изменяемой?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении:

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here