Урок русского языка
«Обобщение знаний о составе слова»
3 класс
Цели урока:
-
Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова.
-
Развитие умения разбирать слова по составу.
-
Развитие орфографической зоркости.
-
Совершенствование каллиграфических навыков
-
Закрепление фонетических и синтаксических знаний.
-
Коррекция письма – устранение и профилактика ошибок на смешение букв по кинетическому сходству.
-
Развитие речи, языкового чутья, сообразительности, мышления, памяти, внимания.
-
Воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Сядет тот, кто образует однокоренные слова — названия профессий людей от данных слов:
Учит — … (учитель), строит — … (строитель), водит — … (водитель), грузит — … (грузчик), мебель — … (мебельщик), стекло — … (стекольщик), футбол — … (футболист), шахматы — … (шахматист), гитара — … (гитарист), массаж — … (массажист).
-
Минутка чистописания
— Запишите число:
Пятнадцатое ноября.
Классная работа.
— Отгадайте букву, с которой мы будем работать на минутке чистописания. С помощью этой буквы образуются все эти слова.
-
К
Р
Т
П
Л
Д
С
Л
Н
С
Т
Л
— Какая это буква?
— Какие слова образовались?
— Обведите все буквы О:
А о а о д с а о О с а о о С а о а о с О о а д
— Определите последовательность букв в цепочке:
рог гор …
— Напишите данный ряд до конца строки, соблюдая данную последовательность.
-
Словарно-орфографическая работа
— Посмотрите на квадрат и шифр к нему.
-
6
7
8
9
2
Р
А
С
М
3
И
Г
Е
Л
4
Т
Щ
К
И
5
Ь
П
Д
О
Шифр:
1 буква – 35
2 буква – 36
3 буква – 12
4 буква – 45
5 буква — 21
— Отгадайте новое словарное слово, выполнив необходимые вычисления.
— С помощью какого действия вы узнали буквы слова?
— Какое это слово?
— Что такое пирог?
— Пирог – это печеное изделие из раскатанного теста с начинкой.
Прочитайте слова:
зАмок – замОк
плАчу – плачУ
сЕло – селО
— Чем отличаются эти слова? Кто знает, как они называются?
— ОМОГРАФЫ – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении.
— У слова пироги есть тоже омограф, произнесите его (пирОги)
— Кто знает, что такое пирОги?
— Узнаем, прочитав текст упр. 186. на С.98 (лодка индейцев Юж. Америки — деревянный каркас, обтянутый корой или шкурами)
Запись однокоренных слов к слову пироги, разбор их по составу (у доски)
— Вспомните порядок разбора слов по составу:
-
1.
2.
3.
4.
-
Сообщение темы и целей урока.
— Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?
-
Физминутка
-
Обобщение знаний о составе слова
1. Повторение о значимых частях слова, их функциях.
— С помощью какой части слова связываются слова в предложении?
— Что такое окончание?
— это часть слова, которая и служит для .
— Как определить окончание в слове?
— Что такое основа слова?
— Расскажите о других частях слова в порядке разбора по составу.
(дети составляют «живую» модель слова из карточек)
2. Упражнение в разборе слов по составу.
С. 98 упр. 187
С. 97 упр. 183 (устный разбор в учебнике, затем запись в тетрадь)
-
Физминутка.
— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слова “пожалуйста”.
— встаньте, пожалуйста;
— будьте добры, похлопайте;
— поднимайте и опускайте руки, пожалуйста;
— потопайте;
— попрыгайте, пожалуйста;
— тихонько сядьте;
— приседайте, пожалуйста;
— тихонько сядьте, пожалуйста.
-
Рефлексия
индивидуальные карточки | |
часть класса | слабоуспевающие |
Тест
-
Выберите верное утверждение:
1 – корень – это часть слова;
2 – корень – это часть предложения.
-
В какой части слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов?
1 – приставка
2 – корень
3 – суффикс
4 – окончание
-
Какая часть слова нужна для связи слов в предложении?
1 – приставка
2 – корень
3 – суффикс
4 – окончание
-
С помощью каких частей слова образуются новые слова?
1 – приставка
2 – корень
3 – суффикс
4 – окончание
-
Выберите верное утверждение:
1 – основа – это все слово без окончания;
2 – основа – это корень с окончанием.
-
В слове зимний:
1 – корень зимн-
2 – корень зим-
-
Выберите верное утверждение:
1 – окончание – это изменяемая часть слова;
2 – окончание – это неизменяемая часть слова.
-
В слове травушка:
1 – основа травушк-
2 – основа трав-
-
Выберите лишнее, неоднокоренное, слово:
1 – водитель
2 – водить
3 – водяной
4 – приводить
-
Найдите схему слова походка:
1 –
2 –
3 –
4 –
Индивидуальные карточки
Разберите слова по составу, пользуясь планом разбора:
Травушка, походка.
ПЛАН РАЗБОРА
-
Найди окончание, для этого измени слова – поставь их во множественное число, выдели ту часть слова, которая изменилась так: . Это окончание.
ед.ч. мн.ч ед.ч. мн.ч.
Травушка – травушк…, походка – походк…
-
Выдели часть слова без окончания так: . Это основа
-
Найди в однокоренных словах одинаковую часть. Выдели ее так: . Это корень.
Травушка, трава, травинка.
Походка, поход, ходит, ход.
-
Найди приставку, она стоит перед корнем. Выдели ее так: . Это приставка.
-
Найди суффикс, он стоит после корня. Выдели его так: . Это суффикс.
-
Проверь, все ли части в словах ты выделил!
9. Итог урока.
— Перечислите значимые части слова.
— Какую часть слова называют изменяемой?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении:
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)