Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого)

Учитель Тарасова О.В.

Тема урока: Согласные буквы Гг,

согласные звуки [г], [г]

Цель урока: 1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с другими буквами).

2.Формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух.

3.Обогащать словарный запас, развивать кругозор.

4.Воспитывать интерес и желание читать, бережное отношение к природе.

Оборудование: «Русская азбука В.Г.Горецкого, рисунки цветов, грибов, карточки со словами».

Ход урока

I.Организационный момент

1.Приветствие

Динь-дилинь звенит звонок

Начинается урок.

2.Правила поведения на уроке

II.Актуализация знаний.

1.Упражнение на дыхание. (речевая зарядка)

— Закройте глаза и представьте цветочки. Давайте понюхаем их. (Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох) (3-4 раза). А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы. (Короткие быстрые вдохи и долгий выдох).

— Откройте глаза.

— Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали, а для этого проведем игру.

2.Игра «Найди 2 одинаковых цветка»

-Все цветки, вроде, одинаковые, но они разные, но среди них есть по 2 одинаковых цветка. Найдите их.

А а, П п, Р р, М м, И и, Б б,

(астра) (пион) (роза) (мак) (ирис) (бархатцы)

(показ рисунков цветов)

3.Игра «Какими звуками отличаются слова?»

Я прочту пару слов, а вы должны быть очень внимательными. Вы должны сказать какими звуками отличаются данные слова (парные звуки и глухие согласные). (показ карточек з-с, т-д, п-б).

коза – коса, зайка – сайка, тачка – дачка, палка – балка, точка – дочка.

4.Игра «Какое слово я произнесла?»

-Произнесу слова по звукам с промежутком во времени. Вы должны назвать слово целиком.

Д.о.м., у.т.к.а., в.а.з.а., к.о.т.

(показ карточек со словами)

III.Постановка темы урока.

-Сегодня у нас на уроке гость. Он принес с собой новую букву и новый звук. А что это за гость и какая эта буква и звук вы должны догадаться сами.

IV.Работа над новым материалом.

1.Работа над звуком [г].

1) Отгадывание загадки. (грибы)

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы пойдем.

Если место попадется,

По лукошко наберем. (грибы)

Стоит лепешка

На одной ножке,

Кто мимо ни пройдет

Всяк поклонится. (грибы)

-Значит сегодня к нам на урок пришел царь грибов – гриб Боровик. А какой звук он нам принес?

2) Выделение звука [г] из слова «грибы».

-Какой звук мы слышим в начале отгадки?

-Поучимся произносить звук [г].

3) Характеристика звука [г]

-Расскажите о звуке [г]. Какой это звук? (согласный).

-Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук.

-[г] какой согласный? (звонкий согласный)

4) Звуко-буквенный анализ слова грибы

-Произнесем слово – отгадку грибы.

-Сколько в слове слогов? (2)

-Какой звук слышится в начале? [г]. Охарактеризуйте его?

-Второй звук [р ], третий [и], четвертый [б], пятый [ы]?

5) Составим схему слова

-звук [г] твердый или мягкий.

-звук [г] может быть мягким. Например: гитара – [г ]

6) Вывод: г – звонкий согласный, может быть твердым или мягким.

2. Работа над буквами Гг.

1) Знакомство с буквами Гг по «Русской азбуке»

-Мы познакомились со звуками [г], [г ]. Эти звуки обозначаются буквами ГГ (гэ). Откроем «Русскую азбуку» на странице 123. Как вы думаете, на что похожа буква Г? Послушайте стихи.

  • И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

  • Букву на плечах носил,

На лугу траву косил.

2) Конструирование буквы из цветных ниток.

-Соорудите (сделайте) из цветных ниток букву Г.

3) Почему в азбуке даны две буквы Гг? Для чего нужна большая буква Г (Заглавная)?

4) Чтение слогов: ги, гу, га, ге, го по «Русской азбуке»

3.Письмо по Прописи.

1) Работа с алфавитом.

— А на письме (в тетрадях) звук [г] обозначаем такими буквами Гг. Назовите соседей буквы Гг. (в-д). Сегодня мы с вами будем учиться писать маленькую букву г (строчную).

2) Зарядка для пальцев.

— Сначала подготовим пальцы к работе.

Вот за партами ребята (раздвинули пальцы широко)

Расшалились, как котята (шевелим пальцами)

Парты пальчиками трут.

Словно лапками скребут (подушечками пальчиков трем о парту)

Наши пальцы, как котята,

Тоже вздумали играть (стучим подушечками пальцев по парте)

Что за ловкие ребята! (пальцы «борются»)

Как же можно их ругать?

3) Показ учителем письма буквы г

— Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки. Идем с закруглением вверх, закругляем, опускаем наклонную с закруглением вниз.

4) «Письмо» буквы в воздухе (1 и 2)

5) «Письмо» пальцев на ладошке.

6) «Письмо» пальцев на спине товарища.

7) «Правила красивого письма» (я тетрадь свою открою…)

8) Письмо буквы г в прописи.

9) Письмо слогов с буквой г (! Гл) (кто успеет пишет предложение)

V.Физкультминутка.

4. Скороговорка.

1) Четкое проговаривание каждого звука

Га – га – га – гогочет гусь

2) Игра «Далеко – близко»

Повторяем скороговорку сначала только губами, затем шепотом, затем в полный голос, опять шепотом и только губами.

5. Составление рассказа на тему «Город гномиков».

— Ребята, кого вы видите на рисунке? (гномиков)

— Да, это город гномиков.

— Чем занимаются жители города?

— В форме чего построены дома? ( дома построены в форме грибов и они не похожи друг на друга)

6. Рассказ учителя о грибах.

  • И на самом деле в природе грибов огромное количество. Встречаются самые разнообразные грибы.

— Ребята, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

— Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вы знаете?

— А как нужно собирать грибы?

(Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, если будем тянуть гриб из земли на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя).

— Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Прежде чем собирать грибы вы должны очень хорошо разбираться в грибах.

  • Давайте познакомимся с некоторыми грибами: опята, подберезовик, боровик, подосиновик, грузди, маслята, лисички, мухомор, бледная поганка.(рисунки с надписями)

  • Теперь я проверю, как вы умеете разбираться в грибах. Давайте соберем съедобные грибы в лукошко. У грибников есть пословица: «Не ходи за грибами с ведром – не губи лесное добро, клади их в плетеное лукошко – пускай подышат немножко». Поэтому мы тоже будем собирать грибы в лукошко (корзину)

7. Чтение текста, страница 123

1) А теперь прочитаем рассказ, как дети собирали грибы.

2) Работа над содержанием.

— Какие грибы собрала Галя?

— Какие грибы собрал Гена?

— Кто собрал съедобные грибы?

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Урок подошел к концу.

— С какими звуками и буквами мы познакомились?

— Что вам понравилось на уроке?

— А мне очень понравилось, как вы работали.

Прощаться пришла пора

И азбуку закрыть пора!

С ней узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их

Не зря урок потрачен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here