ОС «Школа 2100»
Дата: 18.10.2011 г.
Место проведения: г.Салехард МБОУ СОШ №4, 1 б класс, каб. №16.
Учитель: Мамонтова Галина Вениаминовна
Предмет:русский язык (обучение грамоте)
Урок 29.Тема: Согласные звуки [н] [н,], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н. Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание слов.
Цели:
— формируем умение выделять звук в слове;
— формируем умение учить находить слова с заданным звуком;
— формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
— закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки.
— формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.
Оборудование: Презентация «Буква Н»; Уроки Кирилла и Мефодия (Обучение грамоте, урок №2); 5 ноутбуков; Интернет сайт http://www.logozavr.ru/1231/ (Буква Н); разноцветные кружки, обозначающие звуки; 2 шарика для жонглирования; картинка «Тын».
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний.
| Игра «Найди лишнее» 4 — Посмотрите на доску. – Какая буква лишняя: и, г, Р, т? – Какой слог лишний: та, ро, пы, ги? (ги – в этом слоге [г’] – мягкий.) – Какое слово лишнее: тара, Рита, Ира, Отто? (Тара – это не имя.) — Вот видите, как много мы всего знаем. Давайте откроем учебники и запланируем, что нам предстоит сегодня сделать на уроке с.50. План (примерный).3 2
| Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2)формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1)формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | Работа в букваре. 1 1 — Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте на с.50 Букваря. На листочке, на страничке – (Ноты) — Посмотрите на картинке в Букваре много нот? (Одна) — Составим схему этого слова – _____ нота. — Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов. — Произносим первый звук, с которого начинается это слово. — Что можно рассказать об этом звуке? Он гласный или согласный? Почему? – Что можно определить у согласного звука? (Мягкий или твёрдый, звонкий или глухой.) — Проговорим ещё раз это слово. — Назовите первый звук. (Звук [н] – звонкий, твёрдый.) Слышим голос и шум. По ходу анализа заполняем схему, ставим синий кружок на первое место в схеме, больше в схеме ничего не анализируем. — Отгадайте вторую загадку. Низкорослой он породы. — Составим схему этого слова _______. — Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов? Какой ударный? — Назовите первый слог. (По) — Назовите второй слог (Ни). Произнесите согласный звук в этом слове. — Что про него можно сказать? (Согласный, мягкий) — Итак, согласные звуки [н] и [н’] – это звуки звонкие или глухие? ([н’], [н] – звонкие.) – На письме обозначаются печатной буквой н. — Посмотрите на букву.Какие звуки она обозначает? Схема-«человечек»: дети дорисовывают колпачок-звоночек, раскрашивают один ботиночек синим, другой зелёным цветом. — На какие уже изученные буквы она похожа? Чем? — Сравните печатную и письменную буквы н. — Что напоминает буква н? (Висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол и т.д.) Презентация «Буква Н». Слайды 1 — 5 Работа в прописи. 3 2 — Попробуем написать букву н в прописи с. 18. 1. Графический анализ буквы н. — Посмотрите на табло. Из каких элементов состоит буква? — В написании каких букв есть такие же элементы? Образец учителя на доске с комментированием: — Пишу наклонную линию сверху вниз, возвращаюсь по написанному до середины линии, выполняю маленький поворот и веду ручку вверх наискосок вправо, пишу линию с закруглением внизу вправо. Соединительный элемент слегка провисает, как верёвочка. Слайд 6.
— Обведите на следующей строке все элементы с петелькой зелёным цветом. — Все наклонные линии с закруглением внизу вправо обведите синим цветом. — Почему букву н написали на строчке вместе с наклонной линией? 4. Как вы думаете, почему на строке написаны сразу три буквы? Что общего в них, чем похожи? — Обведите самостоятельно сначала букву п – синим цветом, а затем ы – красным. — Какая буква осталась? Обведём букву н зелёным цветом. — Итак, что же узнали про эту букву? Дорисуем схему-«человечка». | |
ΙΙΙ. Применение нового знания. | Работа в Букваре. 2 3 — Посмотрите на страницу Букваря. Что мы сейчас будем делать? — Прочитайте только строчки. Сколько строчек, слогов? — Прочитайте только столбики. — В каких словах встретятся эти слоги? — Что сейчас будем делать? Написание слогов. — Хорошо у вас получилось прочитать, а теперь давайте напишем слоги. 1. Прочитайте слоги на следующей строчке. (Ни ин; но он.) – Что происходит со слогами? (В них буквы меняются местами.)
Урок второй (открытый). — К нам на урок пришли гости посмотреть нашу работу. План(примерный).3 2 —Какие пункты плана мы выполнили на первом уроке? Чем займёмся на 2 уроке?
Дифференцированная работа. Работа в Букваре с 50. Чтение слов. // Читающие дети работают на компьютерах урок №2.(5 мин.) 1. Чтение слов правого столбика. (Гони и т.д.) – Что обозначают эти слова? Когда так можно сказать? – Составьте предложения с этими словами. 2. Дочитывание слов из левого столбика. – Прочитайте первое слово. (Ран.) – Какую из четырёх букв нужно добавить, чтобы получилось слово? (О или а.) Ученики подставляют букву, читают получившееся слово. Аналогично проводится работа с другими словами. — Что будем делать дальше?
Работа в прописи. Написание слов на с. 18. 1. Написание слов. – Прочитайте слова, в которых 1 слог. (Тын.) Что это? (Это забор, частокол). – Найдите и подчеркните цветными ручками одинаковые слоги. Сколько цветных ручек понадобилось? (2.) — Поставьте ударение в словах. — Обведите эти слова(тын, ………, пони).
Игра «Найди предмет» (спрятать ПОНИ). Самооценка Вопросы к ученику, работающему за ноутбуком (начало формирования алгоритма самооценки): — Что тебе нужно было сделать? — Удалось тебе пройти урок №2? — Ты сделал всё правильно или были недочёты? — Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? — Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Запись слов в единственном и во множественном числе. – Прочитайте слова на первой строчке. (Нора – норы.) – Чем различаются эти слова по значению? А в написании? Какие буквы используют в конце слова во мн. числе? (Ы, И, А) – Какая часть в этих словах одинаковая? Выделим её . – Поставьте ударение. Какой слог ударный? Обведите 1-й слог в слове нора. Обведите 2-й слог в слове норы. Аналогичная работа с остальными словами. Все слова можно не обводить, только отдельные важные слоги. Самооценка Вопросы к ученику, работающему у доски (начало формирования алгоритма самооценки): — Что тебе нужно было сделать? — Удалось тебе справиться с заданием? — Ты сделал всё правильно или были недочёты? — Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? — Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу. Итог: Зачем мы с вами выполняли эту работу?(выделяли безударный слог).
Работа в Букваре. 2 Чтение предложения. Сначала читают про себя, затем вслух. Вопросы после чтения. — Какие одинаковые буквы есть в именах девочек? И, н, а. — Одинаковый ли звук обозначает буква н в этих словах? Отметьте его. (Синяя точка.) — Почему слова написаны с большой буквы? — Как ласково можно назвать этих девочек? — Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят запятые. — Какой знак стоит в конце? — А ещё в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом месте надо сделать паузу. — Прочитайте ещё раз предложение с интонацией перечисления и с паузой. — Cоставим предложения про наших девочек.
Физминутка(проводит ученик по своему выбору).
Работа в парах. — Поучимся различать звуки (н, н,).Приготовьте два кружочка – синий и зелёный. 2 Нитки, наряд, нация, нервы. Полено, пряник, карандаш, карамель (ловушка)… Звон, конь. — Здорово у вас взлетали схемы – кружки!!! А где взлетают разноцветные шарики, вот так! (Учитель жонглирует шариками).
Чтение отрывков из стихотворения С. Маршака «Цирк» (с. 51). 1 1 3 1. Работа с текстом до чтения. — Сегодня отправимся вместе с С.Я.Маршаком в цирк. — А что написал Маршак – стихотворение или прозу? — Послушайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего поразил автора. –Кто больше всего поразил автора, кому он больше всего посвятил слов в стихотворении? Слайд 7. (Пингвин. Он дирижирует, управляет таким огромным оркестром артистов, у него даже есть помощники.Всё это называется цирком!!! – Для кого выступают артисты цирка? Для школьников Москвы. Они весёлые, счастливые (щелчок — добавить лица улыбающихся ребят). 3. После чтения. – Кто из артистов больше понравился? – А мне понравились самые скромные еноты, пингвин, жонглеры, канатоходец, кони, пони, Иван. – Догадайтесь почему? (В этих словах есть звуки [н], [н’].) |
|
ΙV.Домашнее задание (по желанию) | — Выучить наизусть понравившиеся строфы стихотворения. |
|
V. Итог | — Кому захотелось побывать в цирке? — А кем из цирковых артистов хотели бы стать вы? 4 http://www.logozavr.ru/1231/ Уроки тётушки совы Заканчиваем урок играми:
— Отметь своё настроение в дневнике. |
|
Примечание: автор презентации Бойкова О. В., учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.
Слайды 2, 4, 8 сделаны мной, презентация изменена под мой конспект урока.