Ларькина Нина Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области

1 класс

Урок

литературного чтения

(обучение грамоте)

Тема урока:

Согласные звуки [з] и [з’]

Конспект урока

Тема: Согласные звуки [з] и [з’]

Цели урока: создание условий для формирования умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; воспитывать культуру учебного труда.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Вид урока: урок решения познавательных задач.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный; наглядный; практический.

Планируемые результаты:

Предметные: дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов, текстов;

Личностные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке? выполненное задание совместно с учителем, самостоятельно оценивать выполненное задание.

Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллектив­ном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя,

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности

Слайд 2. Создание благоприятной рабочей обстановки

Прозвенел звонок, начинается урок.

Чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

Слайд 3. С каким настроением пришли вы на урок поднимите руку, у кого оно хорошее, а у кого — не очень хорошее? А есть ли ребята с плохим настроением?

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Актуализация знаний учащихся

Слайд 4.

Фонетическая разминка

1.(ладонь на живот)

медленный вдох носом — выдох через рот

медленный вдох носом – выдох порциями

медленный вдох носом – задержка дыхания — выдох

2.Упражнения для правильного произношения звуков

Слайд 5.

Самолет взлетает [у-у-у]

Собака рычит [р-р-р]

Слайд 6.

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.

Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.

Слайд 7. Скороговорки с выделением звуков

Змея шипит, а жук жужжит

Проворонила ворона вороненка

Зачем мы проводим речевую разминку?

Что нам помогает общаться? (Речь.)

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

— Из чего состоят предложения? ( Из слов.)

— Из чего состоят слова? (Из звуков.)

— Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

— Чем отличаются согласные от гласных?

— Чем отличаются ударные гласные от безударных?

— При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)

3.Открытие новых знаний

Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.

СЛАЙД № 8 -Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались? (в лесу)

-Отгадайте загадку

Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….(зима)

Открытие нового знания

— И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем)

-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

Слайд 9. И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

-Отгадайте загадку

-Загадка

Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка).

-Зайка и зима принесли с собой незнакомые звуки. Вы догадались какие?

— А что мы с этими звуками будем делать?

— Мы их будем исследовать, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения.

— Ребята, назовите первые звуки в словах и скажите, какая тема сегодняшнего урока.

— В слове заяц первый звук [з], в слове зима первый звук [з’], значит, тема сегодняшнего урока « Звуки [з] и [з’] и буква з».

— Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [з] и [ з’], узнаем. какие они, научимся различать их друг от друга и от других звуков, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой.

Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и [з’], узнаем, какие они.

Что мы для этого будем делать?

Слайд 10.Составляем план работы на уроке.

1. Составим характеристику звуков.

2. Познакомимся с новой буквой

3.Будем читать слоги.

4. Будем читать слова и предложения.

Слайд 11.

В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.

Это странная лошадка,

Словно школьная тетрадка,

Полосатая лошадка

От хвоста до головы.

— Кто это?:

(Это зебра)

— Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.

([З’] — зебра)

— Назовите выделенный звук..(Это [з’])

— Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?

Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы.

— Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.

Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий.

— Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий.

(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)

— Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?

( Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)

б) Скажите, ребята, где живёт зебра?

(Зебра живёт в Африке.)

— Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.

Слайд 12.

Гуляю я, и в дождь, и в зной.

Характер у меня такой.

Свернёшь меня ты – будет клин,

А развернёшь – получишь блин.

— Что это?

(Это зонт)

— Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.

[з] -зонт

— Назовите выделенный звук.

(Это [з])

— Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.

(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)

— Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?

Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый

— Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?

( Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)

— Итак, что узнали о звуке [з]?

Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.

— Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.

4.Первичное закрепление

г) — Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и [ з’].

Слайд 13.

— Вот и все гости собрались. Зимушка решила разместить их в две комнаты: в синюю и зелёную, но не знает, как правильно это сделать.

Давайте поможем зиме разобраться в звуках.

— Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)

— Фазан, заяц, поползень, сова, дикобразы, зяблик, зебра, бизон, зимородок, синица.

— Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’]; не путаете их.

Знакомство с буквой з.

— Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].

— Кто из вас сможет показать в алфавите и назвать эту букву?

— Буква з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.

— На что похожа буква з?

Слайд 14.

— Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з

На эту букву посмотри.

Она совсем как цифра 3.

— Итак, что узнали про букву з?

(Мы узнали, что буква з обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий)

Слайд 15. Физкультминутка.

— Тем временем с неба стали падать снежинки, начался снегопад. Давайте встанем и расскажем, как падают снежинки.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

6.Включение в систему знаний

6. Чтение слогов и слов (стр. 53)/

а) — Потренируемся в чтении слогов.

— Прочитайте слоги со звуком [з].

— Прочитайте слоги со звуком [з’].

б) — Будем читать слова на стр. 54.

Поиграем в дикторов. ( Один ученик читает, потом весь класс читает эхом)

— Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?

Посмотреть в толковом словаре.

Какие слова вам непонятны?

Слайд 16.

Изюм — сушеные ягоды винограда

Змей – игрушка; оттянутый бумагой или тканью легкий каркас, запускаемый на веревке в небо.

Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок

Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.

Слайд 17.

Фамилия: Согласный
Имя: [ З ]
Отчество: Звонкий
Характер: Твердый
Родители: Голос, шум

Фамилия: Согласный
Имя: [ З’]
Отчество: Звонкий
Характер: Мягкий
Родители: Голос, шум

Слайд 18.

Чтение текста на стр. 55

Объясните значение слов

ЗАМОРОЗИЛ

ЗАДИРА

ИНЕЙ

ЗИМНИЙ

МЁРЗНУТ

Работа в парах

Учащиеся по очереди читают предложения из текста «Затеи Деда Мороза».

Что сделал Дед Мороз с землей?

Какой наряд надели ели?

Какие дикие и домашние животные мерзнут?

А кто же рад морозам?

Чем заняты дети?

Слайд 19

Работа в парах

Учащиеся выбирают слова, которых слышится твердый звук [ З ] ( звезда, забор, замок,…) и слова, в которых слышится мягкий звук [ З’] ( зебра, земляника,)

Слайд 20

Самопроверка.

Замок Зебра

Забор Земляника

Зубы Зеркало

Зонт

Змея

Звездочка

Золушка

Зайчик

Слайд 21

7.Рефлексия

С какими звуками познакомились на уроке?

— Что узнали о звуке [з], о звуке [з’]?

— Что узнали о букве з?

— Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.

— Зима хочет узнать, кому было интересно, легко, уютно у неё в гостях. Поднимите руки, кто был внимательным, кому хорошо работалось на уроке.

— Поднимите руки те, кто считает, что ему нужно быть ещё внимательнее, активнее на уроках.

Какое задание было интересным?

О чем расскажете дома родителям?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here