Ларькина Нина Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области
1 класс
Урок
литературного чтения
(обучение грамоте)
Тема урока:
Согласные звуки [з] и [з’]
Конспект урока
Тема: Согласные звуки [з] и [з’]
Цели урока: создание условий для формирования умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; воспитывать культуру учебного труда.
Тип урока: урок освоения нового материала.
Вид урока: урок решения познавательных задач.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный; наглядный; практический.
Планируемые результаты:
Предметные: дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов, текстов;
Личностные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.
Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке? выполненное задание совместно с учителем, самостоятельно оценивать выполненное задание.
Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя,
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности
Слайд 2. Создание благоприятной рабочей обстановки
Прозвенел звонок, начинается урок.
Чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
Слайд 3. С каким настроением пришли вы на урок поднимите руку, у кого оно хорошее, а у кого — не очень хорошее? А есть ли ребята с плохим настроением?
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2.Актуализация знаний учащихся
Слайд 4.
Фонетическая разминка
1.(ладонь на живот)
медленный вдох носом — выдох через рот
медленный вдох носом – выдох порциями
медленный вдох носом – задержка дыхания — выдох
2.Упражнения для правильного произношения звуков
Слайд 5.
Самолет взлетает [у-у-у]
Собака рычит [р-р-р]
Слайд 6.
Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.
Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.
Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.
Слайд 7. Скороговорки с выделением звуков
Змея шипит, а жук жужжит
Проворонила ворона вороненка
Зачем мы проводим речевую разминку?
Что нам помогает общаться? (Речь.)
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
— Из чего состоят предложения? ( Из слов.)
— Из чего состоят слова? (Из звуков.)
— Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
— Чем отличаются согласные от гласных?
— Чем отличаются ударные гласные от безударных?
— При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)
3.Открытие новых знаний
Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)
– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.
СЛАЙД № 8 -Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались? (в лесу)
-Отгадайте загадку
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….(зима)
Открытие нового знания
— И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем)
-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.
Слайд 9. И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.
-Отгадайте загадку
-Загадка
– Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка).
-Зайка и зима принесли с собой незнакомые звуки. Вы догадались какие?
— А что мы с этими звуками будем делать?
— Мы их будем исследовать, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения.
— Ребята, назовите первые звуки в словах и скажите, какая тема сегодняшнего урока.
— В слове заяц первый звук [з], в слове зима первый звук [з’], значит, тема сегодняшнего урока « Звуки [з] и [з’] и буква з».
— Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [з] и [ з’], узнаем. какие они, научимся различать их друг от друга и от других звуков, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой.
Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и [з’], узнаем, какие они.
Что мы для этого будем делать?
Слайд 10.Составляем план работы на уроке.
1. Составим характеристику звуков.
2. Познакомимся с новой буквой
3.Будем читать слоги.
4. Будем читать слова и предложения.
Слайд 11.
В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
— Кто это?:
(Это зебра)
— Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.
([З’] — зебра)
— Назовите выделенный звук..(Это [з’])
— Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?
Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы.
— Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.
Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий.
— Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий.
(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)
— Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?
( Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)
б) Скажите, ребята, где живёт зебра?
(Зебра живёт в Африке.)
— Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.
Слайд 12.
Гуляю я, и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.
— Что это?
(Это зонт)
— Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.
[з] -зонт
— Назовите выделенный звук.
(Это [з])
— Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.
(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)
— Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?
Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый
— Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?
( Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)
— Итак, что узнали о звуке [з]?
Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.
— Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.
4.Первичное закрепление
г) — Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и [ з’].
Слайд 13.
— Вот и все гости собрались. Зимушка решила разместить их в две комнаты: в синюю и зелёную, но не знает, как правильно это сделать.
– Давайте поможем зиме разобраться в звуках.
— Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)
— Фазан, заяц, поползень, сова, дикобразы, зяблик, зебра, бизон, зимородок, синица.
— Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’]; не путаете их.
Знакомство с буквой з.
— Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].
— Кто из вас сможет показать в алфавите и назвать эту букву?
— Буква з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.
— На что похожа буква з?
Слайд 14.
— Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з
На эту букву посмотри.
Она совсем как цифра 3.
— Итак, что узнали про букву з?
(Мы узнали, что буква з обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий)
Слайд 15. Физкультминутка.
— Тем временем с неба стали падать снежинки, начался снегопад. Давайте встанем и расскажем, как падают снежинки.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
6.Включение в систему знаний
6. Чтение слогов и слов (стр. 53)/
а) — Потренируемся в чтении слогов.
— Прочитайте слоги со звуком [з].
— Прочитайте слоги со звуком [з’].
б) — Будем читать слова на стр. 54.
Поиграем в дикторов. ( Один ученик читает, потом весь класс читает эхом)
— Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?
Посмотреть в толковом словаре.
Какие слова вам непонятны?
Слайд 16.
Изюм — сушеные ягоды винограда
Змей – игрушка; оттянутый бумагой или тканью легкий каркас, запускаемый на веревке в небо.
Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок
Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.
Слайд 17.
Фамилия: Согласный |
Слайд 18.
Чтение текста на стр. 55
Объясните значение слов
ЗАМОРОЗИЛ
ЗАДИРА
ИНЕЙ
ЗИМНИЙ
МЁРЗНУТ
Работа в парах
Учащиеся по очереди читают предложения из текста «Затеи Деда Мороза».
Что сделал Дед Мороз с землей?
Какой наряд надели ели?
Какие дикие и домашние животные мерзнут?
А кто же рад морозам?
Чем заняты дети?
Слайд 19
Работа в парах
Учащиеся выбирают слова, которых слышится твердый звук [ З ] ( звезда, забор, замок,…) и слова, в которых слышится мягкий звук [ З’] ( зебра, земляника,)
Слайд 20
Самопроверка.
Замок Зебра
Забор Земляника
Зубы Зеркало
Зонт
Змея
Звездочка
Золушка
Зайчик
Слайд 21
7.Рефлексия
С какими звуками познакомились на уроке?
— Что узнали о звуке [з], о звуке [з’]?
— Что узнали о букве з?
— Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.
— Зима хочет узнать, кому было интересно, легко, уютно у неё в гостях. Поднимите руки, кто был внимательным, кому хорошо работалось на уроке.
— Поднимите руки те, кто считает, что ему нужно быть ещё внимательнее, активнее на уроках.
Какое задание было интересным?
О чем расскажете дома родителям?