Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

города Лениногорска Республики Татарстан

Конспект урока по русскому языку
в 6 классе

«Турнир знатоков русского языка»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Сахабутдинова Марина Алексеевна

город Лениногорск 2015 год

Турнир знатоков русского языка

ЦЕЛИ : обобщить знания учащихся по теме « Лексика»

развивать кругозор учащихся

воспитывать чувство коллективизма

ХОД УРОКА :

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости и болельщики!

Сегодня на нашем турнире будут состязаться лучшие из лучших. Я попрошу выйти на сцену команды 6 Б и 6 В класса. Поприветствуем их ребята!

Турнир знатоков русского языка будет посвящен теме, которую мы изучали с вами совсем недавно . На предыдущих уроках мы говорили о словарном составе языка, о том , что словарный состав на протяжении многих лет изменялся и продолжает изменяться и сейчас.

Почему это происходит? Правильно , выходят из активного употребления одни слова ,а им на смену приходят новые.

1 тур. Ребята, у меня в руках карточки с устаревшими словами и неологизмами. Однако , пока я готовилась к уроку карточки смешались, поэтому я попрошу команды разобрать карточки : отдельно собрать устаревшие слова и объяснить их значение и отдельно неологизмы.

СЛОВА НА КАРТОЧКАХ :

ОЧИ, БРАДОБРЕЙ,ЧЕЛН,ДЕСНИЦА, ВЫЯ, УСТА, ИМИДЖ, КАРТРИДЖ, ИНТЕРНЕТ, ВИДЕОДВОЙКА, ГАМБУРГЕР,

ДИСКОВОД,

2 тур. Словарный состав языка прошлого столетия значительно отличался от нынешнего , не говоря уже о 15, 16 веках. Даже названия частей тела человека изменились настолько, что мы иногда затрудняемся определить , что такое выя или десница

Следующий конкурс называется « Кто больше?» От команды приглашаются по одному представителю, и они поочередно начинают перечислять части тела человека , используя при этом устаревшие слова.

3 тур. На одном из уроков мы говорили о словах иноязычных. Кто вспомнит , какие слова называются заимствованными, как они появились в нашем языке?

А сейчас мы проведем следующий тур , и называется он « Аукцион»

Команды, послушайте задание: вы должны составить как можно больше слов с иноязычными корнями : 6Б ФОН ,а 6В- ТЕЛЕ.

4 тур. Ну а следующий тур игры называется «Догадайся, кем работают мои родители». Это ваше домашнее задание. Вы должна были поговорить со своими родителями и выяснить, какие профессионализмы используют

они на своем рабочем месте. Задача другой команды- догадаться, о какой профессии идет речь.

5 тур. Следующее задание для команд будет творческим. И называется оно «Проба пера». Вы должны будете написать шуточное объявление, используя фразеологизмы. Эти фразеологизмы записаны у меня на карточках. Вы можете использовать один из них или несколько.

ЗАТКНУ ЗА ПОЯС
ШЕВЕЛЮ МОЗГАМИ
НАЛОМАЮ ДРОВ
МОЗОЛЮ ГЛАЗА
ВСТАВЛЯЮ ПАЛКИ В КОЛЕСА

А вот пример такого объявления: Молодой человек 22 лет поможет вам выжить надоевших соседей, так как хорошо владеет наукой игры на нервах.

А пока наши команды выполняют задание , мы проведем с болельщиками игру «Знатоки словарей».

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

Существует огромное количество словарей, которыми мы пользуемся в случае необходимости: энциклопедические, политические, экономические и т.д. Но сегодня мы вспомним словари лингвистические. Сейчас болельщики могут помочь командам изменить счет игры. Вы будете поочередно называть словари, а дополнительный балл достанется тем, кто последним назовет лингвистический словарь.

6 тур. Конкурс карикатур.

Дома каждая из команд изобразила на бумаге несколько карикатур, используя различные фразеологические обороты.

Задача для команды соперников- догадаться : о чем идет речь

7 тур Наш турнир подходит к концу . И последнее задание, которое может решить исход игры , будет состоять в следующем : вы должны вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом ЯЗЫК.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Список использованной литературы

Авторская разработка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here