Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 «ОЦ»
с. Кинель- Черкассы
Разработка урока по русскому языку в 6 классе
по теме: «Соединительные гласные О-Е в сложных словах».
Разработала: Чиликина
Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с. Кинель- Черкассы
2014г.
Разработка урока русского языка, иллюстрирующая использование современных образовательных технологий:
-технология исследовательской деятельности (Этапы постановки проблемы, создания алгоритма правописания сложных слов)
-групповые и коллективные способы обучения (Этап работы в группах);
-дифференцированное обучение(Этап работы в группах);
-личностно-ориентированные(Этапы постановки проблемы, работы в группах);
-технология сотрудничества (Этап создания алгоритма правописания сложных слов).
Урок русского языка в 6 классе, проведен учителем ГБОУ СОШ №1
«ОЦ» с. К-Черкассы Чиликиной Е.А.
Тема: Соединительные гласные -о-, -е-, в сложных словах.
Цели:
1) Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при закреплении материала; через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные -о-, -е- в сложных словах.
2)Развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами. 3)Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, специальные карточки для учащихся.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
-Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем.)
Домик
Домработница
Домище
Дом
— Что можно сказать? (Однокоренные существительные, мужского и женского рода в единственном числе, одушевленное и неодушевленное, нарицательное.)
— Какое слово лишнее?
— Почему? (Так как сложное, состоит из двух основ.)
— Вспомните значение слова «сложный». Какое понятие относится к нашей теме? (Состоящий из несколько элементов, частей.)
— Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня.
2. Постановка проблемы.
— Какое задание можно предложить?
хозяйка
дом сед
владелец
— Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.
Вывод- проблема.
Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова.
— Какова цель урока? (Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.)
-Как решать эту проблему? (Провести наблюдение-исследование.)
— Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока. Если проблема ясна — в путь.
3. «Открытие».
— Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.
1) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)
2) Стоит толстячок,
Подбочивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит, (Самовар.)
3) Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно… (кашевар.)
4) Снова солнце печет сильно,
Снова солнечный денек.
Назовите сложным словом:
«Печет солнце» — … (солнцепек.)
Наблюдение за словами.
— Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных.)
— Какой вывод можно сделать?
— Что соединяет основы?
4. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными. Работа в группах.
— Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритм.) Работаем в группах. Собрать пазлы (должны получиться сложные слова, наклеенные на А4).
— Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная о, когда е.
Правило.
*отметить сложные слова. Выделить основы, подчеркнуть соединительные гласные.(«Выборочный диктант» на листочках)
пастух скотовод
свинопас животновод
поросенок коневод
птицевод конюх
птичник овцевод
пчеловод барашек
2. «Немой» диктант (слайдовая презентация).
Задание: по картинкам записать слова, выделить корни, подчеркнуть о-е.
3. Занимательная лингвистика (слайды).
Объяснить значение словосочетаний- фразеологизмов, образовать сложные слова. (записать в тетрадь)
4. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания.)
— Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
— Выбрать уровень. I уровень.
Скал.лаз, камн..пад, вод..лаз, солнцепек, мор..ход. Списать, вставив соединительную гласную. Выделить основу, корень.
II уровень.
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
III уровень.
Придумать по два слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составить и записать предложения с этими словами.
— Оцените свою работу.
5. Итог урока.
— Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите правило.
— Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
— Оцените свою работу на уроке (на листах и у доски.)
Литература
-
Русский язык. 6класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Москва, «Просвещение» 2013
-
Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку», 6 кл, Москва, «Вако» 2014
Приложение:
Самовар
Вертолёт
Плащ-палатка
Солнцезащитные
Лесоруб
Кашевар
Сталевар
Ракетоноситель
Самовар
Вертолёт
Плащ-палатка
Солнцезащитные
Лесоруб
Кашевар
Сталевар
Ракетоноситель