Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 «ОЦ»

с. Кинель- Черкассы

Разработка урока по русскому языку в 6 классе

по теме: «Соединительные гласные О-Е в сложных словах».

Разработала: Чиликина

Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

с. Кинель- Черкассы

2014г.

Разработка урока русского языка, иллюстрирующая использование современных образовательных технологий:

-технология исследовательской деятельности (Этапы постановки проблемы, создания алгоритма правописания сложных слов)

-групповые и коллективные способы обучения (Этап работы в группах);

-дифференцированное обучение(Этап работы в группах);

-личностно-ориентированные(Этапы постановки проблемы, работы в группах);

-технология сотрудничества (Этап создания алгоритма правописания сложных слов).

Урок русского языка в 6 классе, проведен учителем ГБОУ СОШ №1

«ОЦ» с. К-Черкассы Чиликиной Е.А.

Тема: Соединительные гласные -о-, -е-, в сложных словах.

Цели:

1) Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при закреплении материала; через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные -о-, -е- в сложных словах.

2)Развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами. 3)Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор, специальные карточки для учащихся.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

-Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем.)

Домик

Домработница

Домище

Дом

— Что можно сказать? (Однокоренные существительные, мужского и женского рода в единственном числе, одушевленное и неодушевленное, нарицательное.)

— Какое слово лишнее?

— Почему? (Так как сложное, состоит из двух основ.)

— Вспомните значение слова «сложный». Какое понятие относится к нашей теме? (Состоящий из несколько элементов, частей.)

— Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня.

2. Постановка проблемы.

— Какое задание можно предложить?

хозяйка

дом сед

владелец

— Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.

Вывод- проблема.

Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова.

— Какова цель урока? (Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.)

-Как решать эту проблему? (Провести наблюдение-исследование.)

Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока. Если проблема ясна — в путь.

3. «Открытие».

— Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

1) Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

2) Стоит толстячок,

Подбочивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит, (Самовар.)

3) Он отлично варит кашу,

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну, конечно… (кашевар.)

4) Снова солнце печет сильно,

Снова солнечный денек.

Назовите сложным словом:

«Печет солнце» — … (солнцепек.)

Наблюдение за словами.

— Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных.)

Какой вывод можно сделать?

— Что соединяет основы?

4. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными. Работа в группах.

— Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритм.) Работаем в группах. Собрать пазлы (должны получиться сложные слова, наклеенные на А4).

— Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная о, когда е.

Правило.

*отметить сложные слова. Выделить основы, подчеркнуть соединительные гласные.(«Выборочный диктант» на листочках)

пастух скотовод

свинопас животновод

поросенок коневод

птицевод конюх

птичник овцевод

пчеловод барашек

2. «Немой» диктант (слайдовая презентация).

Задание: по картинкам записать слова, выделить корни, подчеркнуть о-е.

3. Занимательная лингвистика (слайды).

Объяснить значение словосочетаний- фразеологизмов, образовать сложные слова. (записать в тетрадь)

4. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания.)

— Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

— Выбрать уровень. I уровень.

Скал.лаз, камн..пад, вод..лаз, солнцепек, мор..ход. Списать, вставив соединительную гласную. Выделить основу, корень.

II уровень.

Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

III уровень.

Придумать по два слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составить и записать предложения с этими словами.

— Оцените свою работу.

5. Итог урока.

— Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите правило.

— Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

— Оцените свою работу на уроке (на листах и у доски.)

Литература

  1. Русский язык. 6класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Москва, «Просвещение» 2013

  1. Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку», 6 кл, Москва, «Вако» 2014

Приложение:

Самовар

Вертолёт

Плащ-палатка

Солнцезащитные

Лесоруб

Кашевар

Сталевар

Ракетоноситель

Самовар

Вертолёт

Плащ-палатка

Солнцезащитные

Лесоруб

Кашевар

Сталевар

Ракетоноситель

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here