Конспект урока русского языка по теме: «Удвоенные согласные». 3 класс.

(Перспективная начальная школа)

МБОУ «Степновская СОШ» п.Степной, Новокузнецкого района.

Баранова Наталья Павловна, учитель начальных классов.

Цель:

  • продолжать знакомить уч-ся с написанием и происхождением слов с удвоенной согласной в корне слова.

1. Орг. момент.

– Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Прежде чем начать урок, давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки, улыбнемся друг другу.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная работа.

1) Дорогая с ровным, твёрдым покрытием. (Шоссе)

2) Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут … (Аллея)

3) Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. (Пассажир)

4) Комната для занятия в школе. (Класс)

5) На маленькой площадке крик.

К воротам рвётся ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»

Весёлая игра… (Хоккей)

– Давайте проверим, правильно ли вы написали слова.

Слайд. (Шоссе, аллея, пассажир, класс, хоккей)

– Что объединяет все эти слова?

4. Сообщение темы урока.

Сформулируйте тему урока.

Слайд. (Удвоенные согласные)

5. Изучение нового материала.

– Все записанные нами слова заимствованы из других языков. А сегодня на уроке мы познакомимся с вами с русскими словами с удвоенными согласными. Прочитайте эти слова хором.

Слайд. (Русский, Россия, российский)

– Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь: русь+ск (суф)+…=русский.

– Слово Россия тоже старинное, хотя моложе, чем слово Русь. Ему почти 400 лет. Россией стали называть нашу страну во времена Ивана Грозного. В документах, которые подписывал царь, русский народ назывался российским. Слова «русский» и «российский» имеют близкие, но не одинаковые значения. «Российский» означает «относящийся к России, как государству» (Российский флаг). А «русский» означает «относящийся к русскому народу» (Русский язык).

6. Закрепление нового материала.

– Давайте выполним задание, представленное на слайде. Прочитайте задание. Запишите выражения у себя в тетрадях в столбик.

Впиши слово «русский» или «российский» и получи словосочетания

________ герб

________ характер

________ лес

________ гимн

________ обычаи

________ флаг

(Проверка «по цепочке»)

7. Работа с пословицами.

Слайд

– А сейчас запишем два предложения под диктовку.

  • Русский человек без родни не живёт.

– Как вы понимаете эту пословицу?

  • Русский в поле не робеет.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, подпишите части речи. Проверка.

– Посмотрите внимательно на эти предложения, что необычного вы в них заметили? Какой мы можем сделать вывод? (Слово русский может быть и сущ., и прил.)

8. Составление деформированного предложения.

Слайд (поле, стояла, в, берёза, русская)

Стояла в поле русская берёзка

– Какой частью речи является слово «русская»?

– Красавицу берёзку издавна считают символом России, символом Родины. Русская берёза воспета в поэзии, в музыке, в фольклоре и в живописи.

9. Творческое задание.

– Напишите мини-сочинение, используя новые слова.

( Чтение мини-сочинений по желанию)

Итог урока:

– С какими словами познакомились на уроке?

– Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

(Запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре).

Домашнее задание:

Сочинить стихи, используя новые слова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here