Урок русского языка 4 класс УМК Планета знаний по теме «Упражнение в написании личных окончаний

глаголов единственного лица».

Цели:

образовательные: совершенствовать умение написания личных окончаний глаголов в единственном числе по неопределённой форме с учётом глаголов-исключений;

развивающие: развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь, мышление, внимание;

воспитательные: прививать желание творить добро.

Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся (профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания), поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.

Оборудование: слово глаголь, солнышки для разминки у каждого ученика, определение слова глагол и глаголь, дядюшка глагол, конверты с ответами, круги Гёте

Ход урока:

1.Оргмомент

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет и радует. И пусть сегодня каждый его лучик несёт к нам не только тепло, но и уверенность в себе и в своих знаниях. Давайте вместе с вами проведём урок так, чтобы к концу урока у всех было хорошее настроение. Ну, а сейчас давайте начнем наш урок с улыбки (дети улыбаются своему соседу по парте и учителю)

Говорит каждый ученик: У меня хорошее настроение. Мой разум чист, а сердце открыто для добрых дел.

2.Минутка чистописания

а) На доске запись: Аз, буки, веди, …, добро,…

— Ребята, где вы слышали эти слова? (Это название букв из старославянской азбуки)

— Какой буквы не хватает? (Глаголь)

В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля: «Глаголь»- название буквы «Г» в славянской и русской азбуке.

б) Разминка для пальцев «Солнышко» (На каждый лучик — не отрывая свой пальчик)

в) Письмо показа: Г (три подряд), Гг, г в петле (три подряд), Гг, … Г(три подряд)

3. Сообщение темы и целей урока.

— С каким словом созвучно название четвёртой буквы славянской азбуки? (Глагол)

На доске рисунок. Глагол (по Далю) в одном из значений — слово, речь, мысль.

— Что вы знаете о глаголах?

Сегодня на уроке Мы продолжим работу по теме глагол, будем упражняться в написании личных окончаний глаголов.

а) Доскажите словечко:

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто, что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

Всё расскажет нам … (Глагол)

б) Знакомство с дядюшкой глаголом. Он для нас приготовил задания.

4.Словарная работа.

Задание№1. К определениям, которые я назову, подберите словарные слова-глаголы. (1 ученик у доски пишет с обратной стороны) Записать слова, выделить орфограммы и суффиксы.

  1. Разговаривать, обмениваться мыслями с кем-нибудь (Беседовать)

  2. Испытывать желание, хотеть (Желать)

  3. Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (Сверкать)

  4. Приказывать, распоряжаться (Командовать)

  5. Писать заново без ошибок (Переписывать)

  6. Послать по какому-нибудь адресу (Адресовать)

  7. Испытывать беспокойство (Тревожиться)

  8. Испытывать чувство горечи, горести (Горевать)

Далее самопроверка, попросить поднять руки тех, у кого нет ошибок.

-Что общего у этих слов? (Глаголы Н.Ф)

— Что знаете о глаголах в Н.Ф.? (Можно определить по написанию спряжение глаголов)

— Каким образом? ( Если оканчивается на -ИТЬ =2 спряжение, если на другое написание = 1 спряжение, не забыть глаголы-исключения)

5.Работа по теме урока.

1) Задание №2.(от дядюшки Глагола)

На доске даны слова: ходить, писать, отрубить, стоять, рулить, лететь, крутить, шить, шагать, сесть. Записать в два столбика по спряжениям.

Проверка (физминутка):

1,2- выше голова,

3,4-руки шире,

5-встать, (по заданию: если глагол 1 спряжения показать действия, если второго не показывать)

6-сесть!

2) Задание №3.

-А как определить окончание глагола, если он не стоит в Н.Ф? Вот вам пример на доске отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Пёс ей под ноги и ла.т, (Е)

И к старухе не пуска.т. (Е)

-Назвать орфограммы. Объяснить написание окончаний глаголов. Указать спряжение, число и лицо

3)Зарядка «Заводим машинку» (дыхание)

4)Задание №3.(от дядюшки Глагола)

Работа по учебнику упр.№88,с.94.

-Прочитаем. Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок? (Сказка о Царе Салтане…)

— Выполнить по заданию.

— Как спаслась царевна-лебедь от коршуна? (князь Гвидон подстрелил его)

— Кто олицетворение зла и добра? «Добро побеждает зло» в сказках.

— А в жизни? Всё зависит от нас с вами, от тех поступков, которые мы совершаем. Если вы хотите, чтобы вас окружало добро – начните творить его сами, покажите пример окружающим.

4)творческое задание №4 3-4 предложения на тему: «Добро побеждает зло» Это может история из жизни или сказочный сюжет (звучит мелодия из произведения «Золушка»)

— Выслушать 2-3 ученика (а остальные — могут сдать тетради)

— Как в музыке передана тема добра и зла?

— Скажите, а в цвете может выражаться добро и зло. Как? (созерцание кругов Гёте)

6.Итог урока.

-Когда на уроке мы уже встречали слово добро, в каком значении? (Пятая буква в славянской азбуке, см. Чистописание)

-С каким настроением мы заканчиваем урок? У кого из вас урок добавил уверенности в своих знаниях? (дети дают ответы).

7.Домашнее задание. С. 93 упр.№87 или с.94 упр.№89 на выбор.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here