Тема урока: «Правописание слов с проверяемыми и не проверяемыми орфограммами — согласными »
Цель: повторить правила и формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными.
Задачи:
— Развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
— Совершенствовать умения писать слова с проверяемыми и не проверяемыми орфограммами — согласными, развивать умение видеть данную орфограмму в словах.
— Закреплять способы проверки написания слов способом подбора однокоренных слов.
— Воспитывать интерес к предмету, формировать умение работать в паре, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: презентация, карточки, учебник «Русский язык» Л.Я.Желтовская
Ход урока
Эмоциональный настрой обучающихся. – Настроимся на урок. Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать (массаж). — Перед вами лежат фишки. За каждый правильный ответ, берем фишку и ложим в конверт. |
| |
2. | Словарная работа — Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь. — Что же это такое? 1. День и ночь стучит оно, —Что вы знаете о сердце? +Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. -Что вы знаете о солнце? + Солнца хватит еще на 5 млрд. лет такой жизни (примерно столько же лет Солнцу от рождения). Закончит свою жизнь Солнце белым карликом, предварительно увеличившись в размерах и оттолкнув от себя все планеты. На этих планетах испарится вся вода и исчезнет атмосфера.
3. Сделал шаг — стал ростом выше. — Самая длинная лестница в мире располагается в Швейцарии. Здесь самое большое количество ступенек в мире, целых 11674 штуки. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса.
4. Первоклассник, первоклассник -Какие праздники приближаются?
5. Способность переживать, ощущать, любить (чувство) 6. Антоним слова маленький (гигантский) 7. Еще ты дремлешь, друг (прелестный). 8. Синоним слова добросовестный. (честный) -На какие группы можно разделить эти слова? Сердце, гигантский, лестница, солнце, прелестный, праздник, чувство, честный. + Сущ. и прил.; слова с проверяемыми и непроверяемыми согл. — А с непроверяемыми согласными, что это за слова? +Словарные — Назовите словарные слова с непроизносимыми согласными.
Солнце Лестница Праздник Чувство — Записываем словарь и записываем словарные слова, вставляя в них пропущенные буквы, и ставим ударение. — Проверяем. У кого все верно берем фишку. — Посмотрите на слова, записанные в столбиках, что мы можем про них сказать? +В первом столбике слова с непроверяемыми согласными, а в другом слова с проверяемыми согласными. | Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9,10
Слайд 11
Слайд 12 |
3.
4. | Определение темы и задач урока. – Какая тема нашего сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить? +Закреплять правило проверки непроизносимых согласных в слове, подбирать проверочные слова, разными способами. — Я надеюсь, что вы постараетесь показать приобретённые знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. Работа над темой урока. Физминутка для глаз 1. Составим алгоритм: — Перед вами лежат карточки, попробуйте самостоятельно составить алгоритм. — А что такое алгоритм? + порядок действий. 1. Прочитать слово. 2. Определить ……….. согласную. 3. Изменить слово так, чтобы после …… стояла ………… . 2. Самостоятельная работа. Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праздник. 3. Работа с поговоркой. — Составьте из слов предложение. Воздух, солнце, наши, и вода лучшие друзья… +Поговорка -Как вы ее понимаете? + Для всего живого нужно солнечное тепло, свет. Необходим воздух и вода. Что солнце, воздух и вода нужны человеку, чтобы быть здоровым.
— Чтобы быть здоровым сделаем физ. минутку. Физкультминутка: Потрудились – отдохнём, 4. Творческие задания — А сейчас, творческое задание. У каждой пары на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения. ненастные Б. В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо. красные В. Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Светило поднимается все выше и выше. Реже случаются ночные заморозки – первые посланцы весны. чудесный Не во всех словах надо писать ……………. согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подобрать …………… слово.
Работа для слабых учеников Со…нце, чу…ство, праз…ник, Учащиеся самостоятельно списывают слова. -Какой вывод у вас получился? + Не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подобрать проверочное слово. Итог: Решение кроссворда А сейчас для вас ребятки 1. Когда лежу я на спине, 2. Весёлое торжество, устраиваемое по какому-либо поводу.(праздник) 3. По небу ходит 4. Орган живых существ, который перекачивает кровь. (сердце) | Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
самопроверка
взаимопроверка
Слайд 16, 17
Дифференц. Работа в паре
Слайд 18.
Слайд 19 |
| Обобщение. — Написание слов, с какой орфограммой отрабатывали на уроке? — Что необходимо помнить, чтобы избежать ошибок при написании слов с проверяемыми и не проверяемыми орфограммами — согласными? — Как проверим слова с непроверяемой согласной в слове? — Послушайте стихотворение, в котором говориться о том, как проверить слова с непроизносимыми согласными: Порой в словах встречаются |
Работа с алгоритмом.
Слайд 20 |
| Рефлексия: — Итак, все ваших руках. — Обведите свою руку и нарисуйте кольцо на том пальце как вы себя чувствовали на этом уроке. Оценивание. Домашнее задание: 1) Написать пять предложений с проверяемыми и не проверяемыми орфограммами — согласными. 2) Списать слова и подобрать проверочные к ним. Мои пожелания: Будьте как, солнце красивыми! | Слайд 21 |