Конспект урока по русскому языку в 1 классе.

(Система Занкова по учебнику Поляковой)

Тема: Родственные слова. Корень слова

Цели: 1. Познакомить учащихся с признаками родственных слов, развивать умение распознавать родственные слова

2. Развивать коммуникативные качества личности (умения работать в паре, группе, вести учебный диалог, проводить самооценку); обогатить  словарный запас учащихся

3. Воспитывать любовь к русскому языку

Ход урока

1. Организационный момент.

-Какой у нас сейчас урок?

— Чему мы учимся на уроках русского языка?

— Где нам пригодятся эти знания?

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

За окном  горят огни.
Горько-сладкие они.
Птицы их зимой клюют,
Весной песенки поют.
Что за яркая картина?
Что же за окном? – рябина (Слайд 1)

— Почему одна буква пропущена? (Мы не знаем, какую букву вставить)

— А можно подобрать проверочное слово? Почему?

-Как же нам узнать правильное написание этого слова? (Посмотреть в словарь)

-Откройте свои учебники на стр. 140, найдите слово рябина. Какую букву вставим? (Я)

Рябина — жительница лесных полян, опушек, но испокон века хотели приблизить к себе русские люди это деревце. Сажали ее перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду, на обочинах дорог и в парках.

Давно замечено — когда рябина начинает цвести, наступает настоящее летнее тепло. Его так и называют в народе «рябиновым теплом». А поскольку рябинушка была всегда на глазах у крестьян, то невольно они подметили: «Если рябина цветет рясно — много овса будет», «Хорошо рябина цветет — к урожаю льна». А когда созревала рябиновая ягода делали вывод: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если же мало — сухая».

— А вы где-нибудь встречали рябину?

3. Минутка чистописания

Какой первый звук вы слышите в слове рябина? Дайте ему характеристику.

— Какой буквой обозначается этот звук? Из каких элементов состоит буква? (Слайд 2) Вспомним написание и напишем эту букву.

— Запишите слово рябина, подчеркните букву, которую надо запомнить.

4. Постановка учебной задачи.

Связь с окружающим миром.

На уроке окружающего мира мы с вами говорили о семье, вы писали сочинения о своих семьях, составляли генеалогические древа. Кого вы записывали на этих деревьях? (Своих родственников. Показываю выставку детских работ)

А как вы думаете, есть ли родственники у слов? Как называются слова, которые являются родственниками друг другу?

— Кто уже догадался, как будет называться наша тема урока? (Родственные слова.)

На доске появляется запись: Родственные слова. Корень слова.

— Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Что такое родственные слова)

— Чему будем учиться? (Правильно находить родственные слова, выделять корень слова)

5. Работа по теме урока.

1. Работа в парах.

Я хочу, чтобы вы сами мне сказали, что такое родственные слова, для этого поработайте в парах. У вас на столах лежат слова, попробуйте из них выбрать родственные к слову рябина. (У каждой пары эти слова, они откладывают в сторону лишнее) (Слайд 3)

рябинушка, рябина, дерево, рябинник, берёза, рябиновый

— Какое же слово лишнее? (дерево, берёза)

— Почему эти слова не являются родственными к слову рябина?

— Посмотрим на те слова, которые вы выбрали, что вы заметили? (Если дети затрудняются ответить, спрашиваю, есть ли у них общая часть, как она называется, близки ли они по значению)

— Как называется общая часть этих слов? (Корень слова)

Кто уже догадался, какие слова называются родственными?

Слова, близкие по значению и имеющие общий корень называются родственными. ( Слайд 4)

— Родственные слова имеют два признака: общее значение и общий корень.

— Как вы думаете, для чего нам необходимо учиться находить родственные слова?

— Давайте закрепим то, о чём мы сейчас говорили. Здесь написаны слова, их надо разделить на две группы, как вы думаете на какие? (На слова родственные слову лес, и на слова, родственные слову лиса)

— Посмотрите внимательно и скажите, какой корень будет в словах лес, лесник, лесной, лесок, а какой в словах лиса, лисонька, лисица, лисята

— Запишем в тетради: -лес- и на этой же строчке -лис- . Далее идёт фронтальная работа со словами: лес, лесник, лесной, лесок, лиса, лисонька, лисица, лисята

— Давайте ещё раз скажем, какие слова называются родственными?

2. Физминутка

3. Понятие о форме слова.

Продолжим нашу работу. Посмотрите на предложения. Прочитайте выделенные слова.

Показался лес. Были в лесу. Шли лесом. Прочитали о лесе.

— Можно ли эти слова назвать родственными? У них общий корень? А значение у них изменилось? Давайте откроем учебник на странице 116 и посмотрим, правы мы или нет.

— Такие слова не являются родственными, так как у них изменилась только форма слова, а новое значение не появилось. Это одно и то же слово.

4. Работа в группах.

— Сейчас вы поработаете в группах. Каждой группе необходимо выбрать слова с определённым корнем

1 группа дерево с корнем – рыб: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рычать

2 группа заселить домик – вод: вода, водный, подводный, водитель, водичка

3 группа солнышко – сад: сад, садик, садовый, садовник, цветок

4 группа цветок – гриб: гриб, грибок, грибной, грибник, погреб

5 группа дерево с корнем – гор: гора, горка, гористый, горный, гореть

( Дети в группах наклеивают родственные слова на ветки дерева, на лучи солнца, на окна в домике, на лепестки цветка. Когда дети защищают свои работы, то на доске появляется картина)

— А теперь я попрошу представителя от каждой команды выйти к доске и объяснить какое слово они не поместили на свои рисунки и почему.

— Спасибо вам, вы хорошо поработали, и я хочу, чтобы вы оценили работу вашей группы.

5. Итог урока

— Я попрошу вас подвести сейчас итог урок, продолжая фразы:

1. Я узнал, что…

2. Я понял, что…

3. Чем больше мы знаем, тем…

6. Рефлексия.

Оценить себя, если вы считаете, что сегодня на уроке вы всё поняли, поднимите солнышко, если вы считаете, что у вас не всё получалось, поднимите тучку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here