Конспект урока по русскому языку в 1 классе.
(Система Занкова по учебнику Поляковой)
Тема: Родственные слова. Корень слова
Цели: 1. Познакомить учащихся с признаками родственных слов, развивать умение распознавать родственные слова
2. Развивать коммуникативные качества личности (умения работать в паре, группе, вести учебный диалог, проводить самооценку); обогатить словарный запас учащихся
3. Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1. Организационный момент.
-Какой у нас сейчас урок?
— Чему мы учимся на уроках русского языка?
— Где нам пригодятся эти знания?
2. Словарная работа.
— Отгадайте загадку:
За окном горят огни.
Горько-сладкие они.
Птицы их зимой клюют,
Весной песенки поют.
Что за яркая картина?
Что же за окном? – рябина (Слайд 1)
— Почему одна буква пропущена? (Мы не знаем, какую букву вставить)
— А можно подобрать проверочное слово? Почему?
-Как же нам узнать правильное написание этого слова? (Посмотреть в словарь)
-Откройте свои учебники на стр. 140, найдите слово рябина. Какую букву вставим? (Я)
Рябина — жительница лесных полян, опушек, но испокон века хотели приблизить к себе русские люди это деревце. Сажали ее перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду, на обочинах дорог и в парках.
Давно замечено — когда рябина начинает цвести, наступает настоящее летнее тепло. Его так и называют в народе «рябиновым теплом». А поскольку рябинушка была всегда на глазах у крестьян, то невольно они подметили: «Если рябина цветет рясно — много овса будет», «Хорошо рябина цветет — к урожаю льна». А когда созревала рябиновая ягода делали вывод: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если же мало — сухая».
— А вы где-нибудь встречали рябину?
3. Минутка чистописания
— Какой первый звук вы слышите в слове рябина? Дайте ему характеристику.
— Какой буквой обозначается этот звук? Из каких элементов состоит буква? (Слайд 2) Вспомним написание и напишем эту букву.
— Запишите слово рябина, подчеркните букву, которую надо запомнить.
4. Постановка учебной задачи.
Связь с окружающим миром.
— На уроке окружающего мира мы с вами говорили о семье, вы писали сочинения о своих семьях, составляли генеалогические древа. Кого вы записывали на этих деревьях? (Своих родственников. Показываю выставку детских работ)
— А как вы думаете, есть ли родственники у слов? Как называются слова, которые являются родственниками друг другу?
— Кто уже догадался, как будет называться наша тема урока? (Родственные слова.)
На доске появляется запись: Родственные слова. Корень слова.
— Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Что такое родственные слова)
— Чему будем учиться? (Правильно находить родственные слова, выделять корень слова)
5. Работа по теме урока.
1. Работа в парах.
— Я хочу, чтобы вы сами мне сказали, что такое родственные слова, для этого поработайте в парах. У вас на столах лежат слова, попробуйте из них выбрать родственные к слову рябина. (У каждой пары эти слова, они откладывают в сторону лишнее) (Слайд 3)
рябинушка, рябина, дерево, рябинник, берёза, рябиновый
— Какое же слово лишнее? (дерево, берёза)
— Почему эти слова не являются родственными к слову рябина?
— Посмотрим на те слова, которые вы выбрали, что вы заметили? (Если дети затрудняются ответить, спрашиваю, есть ли у них общая часть, как она называется, близки ли они по значению)
— Как называется общая часть этих слов? (Корень слова)
— Кто уже догадался, какие слова называются родственными?
Слова, близкие по значению и имеющие общий корень называются родственными. ( Слайд 4)
— Родственные слова имеют два признака: общее значение и общий корень.
— Как вы думаете, для чего нам необходимо учиться находить родственные слова?
— Давайте закрепим то, о чём мы сейчас говорили. Здесь написаны слова, их надо разделить на две группы, как вы думаете на какие? (На слова родственные слову лес, и на слова, родственные слову лиса)
— Посмотрите внимательно и скажите, какой корень будет в словах лес, лесник, лесной, лесок, а какой в словах лиса, лисонька, лисица, лисята
— Запишем в тетради: -лес- и на этой же строчке -лис- . Далее идёт фронтальная работа со словами: лес, лесник, лесной, лесок, лиса, лисонька, лисица, лисята
— Давайте ещё раз скажем, какие слова называются родственными?
2. Физминутка
3. Понятие о форме слова.
— Продолжим нашу работу. Посмотрите на предложения. Прочитайте выделенные слова.
Показался лес. Были в лесу. Шли лесом. Прочитали о лесе.
— Можно ли эти слова назвать родственными? У них общий корень? А значение у них изменилось? Давайте откроем учебник на странице 116 и посмотрим, правы мы или нет.
— Такие слова не являются родственными, так как у них изменилась только форма слова, а новое значение не появилось. Это одно и то же слово.
4. Работа в группах.
— Сейчас вы поработаете в группах. Каждой группе необходимо выбрать слова с определённым корнем
1 группа дерево с корнем – рыб: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рычать
2 группа заселить домик – вод: вода, водный, подводный, водитель, водичка
3 группа солнышко – сад: сад, садик, садовый, садовник, цветок
4 группа цветок – гриб: гриб, грибок, грибной, грибник, погреб
5 группа дерево с корнем – гор: гора, горка, гористый, горный, гореть
( Дети в группах наклеивают родственные слова на ветки дерева, на лучи солнца, на окна в домике, на лепестки цветка. Когда дети защищают свои работы, то на доске появляется картина)
— А теперь я попрошу представителя от каждой команды выйти к доске и объяснить какое слово они не поместили на свои рисунки и почему.
— Спасибо вам, вы хорошо поработали, и я хочу, чтобы вы оценили работу вашей группы.
5. Итог урока
— Я попрошу вас подвести сейчас итог урок, продолжая фразы:
1. Я узнал, что…
2. Я понял, что…
3. Чем больше мы знаем, тем…
6. Рефлексия.
Оценить себя, если вы считаете, что сегодня на уроке вы всё поняли, поднимите солнышко, если вы считаете, что у вас не всё получалось, поднимите тучку.