Конспект урока

по русскому языку

в 1 классе

 

Тема «Ударение»

 

УМК «Планета знаний».  

 

Тема: Ударение

 

Цели: — формировать умение определять в слове ударение;

          — способствовать развитию фонематического слуха учащихся;

          — стимулировать интерес к наблюдению за речью (показать,  что от ударения зависит смысл слова);

          — совершенствовать каллиграфические навыки,

         — учить  строить речевые высказывания.

 

Задачи: 1) учить правильно ставить ударения в словах,

              2) развивать речь учащихся, познакомить со значением новых слов,

              3) воспитывать коммуникативные качества:

·        умение слушать,

·        умение слышать друг друга и учителя,

·        учить вести учебный диалог.

Планируемые результаты: 

предметные:

ставить правильно ударение в словах, определять лексическое значение слова (на основе ударения)

личностные:

·       проявлять  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·       понимать причины успеха в учебной деятельности

метапредметные:

 (Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)

(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Оснащение урока:

мультимедийное оборудование. Интернет-ресурсы, наглядный материал в картинках и карточках, карточки для рефлексии. 

Ход урока:

1       Оргмомент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

 

2.    Чистописание.

 (Число написано)

-Рассмотрите строчные буквы:   э,с, х, ж, е. (На доске)

-В чем сходство этих букв?

-Чем они различаются?

— Запишите эти буквы.

— Прочитайте слово на следующей строке: жасмин.

Что оно обозначает? (Кустовое садовое растение с белыми пахучими цветами.)

СЛАЙД

-Запишите это слово каллиграфически правильно.

— Какие буквы встретились  в слове жасмин? (Следить за правильным названием букв.)

-Подчеркните в слове жасмин буквы обозначающие гласный звук.

Графический анализ слова  первоклассник:

-Что означает это слово? (Каково лексическое значение данного слова?) (Ученик первого класса)

-Какая встретилась орфограмма? Первоклассник.

-Отметьте в этом слове элемент «гнёздышко», «шалашик».

(На доске слово – работают 2 ученика с разными маркерами.)

3. Актуализация знаний.  Постановка темы и цели урока.

-Ребята, эти картинки помогут нам сформулировать тему урока.

На доске картинки. (Улитка, дом, арбуз, рак, ель, нота, игла, енот.)

(Обратить внимание на звуки в словах: ель, енот.)

-С какого звука начинаются слова? (Какой буквой обозначено?)

-Переворачиваем картинку – на ней буква.

 Какое слово  у нас получилось?   

Ударение. (Сформулировали тему урока.)

 -Знаете ли вы, что такое ударение?

СЛАЙД.

— Чтобы подтвердить наши высказывания об ударении, я зачитаю определение из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова: «Ударение – выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение».

-На уроке мы будем учиться  определять  в словах ударение.

-Для чего нужно ударение? (Для правильного чтения и произношения и  определения смысла слова.)

Работа с учебником с. 24 у. 1

Прочитайте отрывки из стихотворений Я. Козловского.

 — Назовите слова, одинаковые по написанию. Прочитайте эти слова парами, выделяя силой голоса ударный слог в каждом слове.

(Капель –капель,  косит –косит.)

 -Чем они различаются?

-Какой можно сделать вывод? (Одинаковые по написанию слова различаются  при произношении ударными слогами.)

 — Прочитайте слова, выделяя силой голоса ударный слог и определяя лексическое значение: (Работа в парах)

( с. 24, у. 2)

— В чем сходство  этих слов?

-Чем они различаются?

— Дайте лексическое толкование слов.

— Знаете ли вы значения слов стрелки и полки?

 (В русском языке такие слова называются «омографы» — одинаковые по написанию, но разные по произношению.)

— Какой  слог называется ударным?

— Чтобы подтвердить наш вывод, прочтите правило на с. 24.

 4. Физкультминутка.

5. Формирование умения определять в слове ударение. 

Работа в тетради (с.24 у.2)

— А теперь немного усложним задачу и выполним у.1 с.24 П.Т.

-Найдите пары слов, которые одинаково пишутся  (сорок –сорок, дорог –дорог)

-Расставьте ударение, прочитайте, выделяя голосом ударный слог.

 (Вторичное закрепление темы урока.)

— Прочитайте предложения, записанные  на слайде, мысленно нарисуйте картину по их содержанию.

На берегу реки стоял замок.  На его воротах висел замок.

—         Что заметили особенного в этих предложениях?

—         Какие слова схожи по написанию?

—         Чем они различаются?

—         Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение? (Первичное закрепление темы урока.)

СЛАЙД

 — Закрепление изученного материала.

    1. Работа над лексическим значением слов:

 (развитие учебных навыков по теме урока)

 — Прочитайте  слова (с.24, у.4)

-Спишите слова, расставляя ударение (комментировать ударение).

— Найдите слова, в которых при изменении ударения меняется лексическое значение слова. (Гвоздики, село, рожки, чудно.)

-Назовите орфограмму в слове язык?

7. Словарная работа:

 (совершенствование учебных навыков )

Язык, ученик, русский, класс.

— Подчеркните букву, которую надо запомнить.

-Поставьте в этих словах ударение.

— В каждом ли слове стоит ударение?

-Почему?

Физкультминутка (по наличию времени)

СЛАЙД

Сегодня познакомимся с новым словарным словом.

— Что изображено на слайде? (Деревня)

— Что означает это слово, каково его лексическое значение? Посмотрите, как пишется это слово. (с. 25)

Прочитайте в у. 6,с.25 первое предложение.

-Найдите слово, в котором при изменении ударения изменится значение слова. (дороги)

СЛАЙД (с буквой  ё )

У. 7 с.25.

Работа  с  загадкой.

Прочитайте загадку.

(Рассмотри рисунки. Что будет отгадкой?)

А может для земляники будет другая отгадка?

Стоит Ивашка

В красной рубашке.

Кто мимо пройдёт

Всяк ногой поддает

-Доказываем, что в У. 7 есть слово Аленка (оно нам и помогает в отгадке)

-Для второй загадки подойдет мухомор.

-А можно ли сбивать мухомор? (Ответы детей)

8. Итог урока.

СЛАЙД

9. Рефлексия.

Радуга настроения.

Красный – всё замечательно

Жёлтый – хорошо

Синий —  не  понравилось.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here