Конспект урока
по русскому языку
в 1 классе
Тема «Ударение»
УМК «Планета знаний».
Тема: Ударение
Цели: — формировать умение определять в слове ударение;
— способствовать развитию фонематического слуха учащихся;
— стимулировать интерес к наблюдению за речью (показать, что от ударения зависит смысл слова);
— совершенствовать каллиграфические навыки,
— учить строить речевые высказывания.
Задачи: 1) учить правильно ставить ударения в словах,
2) развивать речь учащихся, познакомить со значением новых слов,
3) воспитывать коммуникативные качества:
· умение слушать,
· умение слышать друг друга и учителя,
· учить вести учебный диалог.
Планируемые результаты:
предметные:
ставить правильно ударение в словах, определять лексическое значение слова (на основе ударения)
личностные:
· проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимать причины успеха в учебной деятельности
метапредметные:
(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)
(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Оснащение урока:
мультимедийное оборудование. Интернет-ресурсы, наглядный материал в картинках и карточках, карточки для рефлексии.
Ход урока:
1 Оргмомент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
2. Чистописание.
(Число написано)
-Рассмотрите строчные буквы: э,с, х, ж, е. (На доске)
-В чем сходство этих букв?
-Чем они различаются?
— Запишите эти буквы.
— Прочитайте слово на следующей строке: жасмин.
Что оно обозначает? (Кустовое садовое растение с белыми пахучими цветами.)
СЛАЙД
-Запишите это слово каллиграфически правильно.
— Какие буквы встретились в слове жасмин? (Следить за правильным названием букв.)
-Подчеркните в слове жасмин буквы обозначающие гласный звук.
Графический анализ слова первоклассник:
-Что означает это слово? (Каково лексическое значение данного слова?) (Ученик первого класса)
-Какая встретилась орфограмма? Первоклассник.
-Отметьте в этом слове элемент «гнёздышко», «шалашик».
(На доске слово – работают 2 ученика с разными маркерами.)
3. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.
-Ребята, эти картинки помогут нам сформулировать тему урока.
—На доске картинки. (Улитка, дом, арбуз, рак, ель, нота, игла, енот.)
(Обратить внимание на звуки в словах: ель, енот.)
-С какого звука начинаются слова? (Какой буквой обозначено?)
-Переворачиваем картинку – на ней буква.
Какое слово у нас получилось?
Ударение. (Сформулировали тему урока.)
-Знаете ли вы, что такое ударение?
СЛАЙД.
— Чтобы подтвердить наши высказывания об ударении, я зачитаю определение из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова: «Ударение – выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение».
-На уроке мы будем учиться определять в словах ударение.
-Для чего нужно ударение? (Для правильного чтения и произношения и определения смысла слова.)
Работа с учебником с. 24 у. 1
Прочитайте отрывки из стихотворений Я. Козловского.
— Назовите слова, одинаковые по написанию. Прочитайте эти слова парами, выделяя силой голоса ударный слог в каждом слове.
(Капель –капель, косит –косит.)
-Чем они различаются?
-Какой можно сделать вывод? (Одинаковые по написанию слова различаются при произношении ударными слогами.)
— Прочитайте слова, выделяя силой голоса ударный слог и определяя лексическое значение: (Работа в парах)
( с. 24, у. 2)
— В чем сходство этих слов?
-Чем они различаются?
— Дайте лексическое толкование слов.
— Знаете ли вы значения слов стрелки и полки?
(В русском языке такие слова называются «омографы» — одинаковые по написанию, но разные по произношению.)
— Какой слог называется ударным?
— Чтобы подтвердить наш вывод, прочтите правило на с. 24.
4. Физкультминутка.
5. Формирование умения определять в слове ударение.
Работа в тетради (с.24 у.2)
— А теперь немного усложним задачу и выполним у.1 с.24 П.Т.
-Найдите пары слов, которые одинаково пишутся (сорок –сорок, дорог –дорог)
-Расставьте ударение, прочитайте, выделяя голосом ударный слог.
(Вторичное закрепление темы урока.)
— Прочитайте предложения, записанные на слайде, мысленно нарисуйте картину по их содержанию.
На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.
— Что заметили особенного в этих предложениях?
— Какие слова схожи по написанию?
— Чем они различаются?
— Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение? (Первичное закрепление темы урока.)
СЛАЙД
— Закрепление изученного материала.
1. Работа над лексическим значением слов:
(развитие учебных навыков по теме урока)
— Прочитайте слова (с.24, у.4)
-Спишите слова, расставляя ударение (комментировать ударение).
— Найдите слова, в которых при изменении ударения меняется лексическое значение слова. (Гвоздики, село, рожки, чудно.)
-Назовите орфограмму в слове язык?
7. Словарная работа:
(совершенствование учебных навыков )
Язык, ученик, русский, класс.
— Подчеркните букву, которую надо запомнить.
-Поставьте в этих словах ударение.
— В каждом ли слове стоит ударение?
-Почему?
Физкультминутка (по наличию времени)
СЛАЙД
Сегодня познакомимся с новым словарным словом.
— Что изображено на слайде? (Деревня)
— Что означает это слово, каково его лексическое значение? Посмотрите, как пишется это слово. (с. 25)
Прочитайте в у. 6,с.25 первое предложение.
-Найдите слово, в котором при изменении ударения изменится значение слова. (дороги)
СЛАЙД (с буквой ё )
У. 7 с.25.
Работа с загадкой.
Прочитайте загадку.
(Рассмотри рисунки. Что будет отгадкой?)
А может для земляники будет другая отгадка?
Стоит Ивашка
В красной рубашке.
Кто мимо пройдёт
Всяк ногой поддает
-Доказываем, что в У. 7 есть слово Аленка (оно нам и помогает в отгадке)
-Для второй загадки подойдет мухомор.
-А можно ли сбивать мухомор? (Ответы детей)
8. Итог урока.
СЛАЙД
9. Рефлексия.
Радуга настроения.
Красный – всё замечательно
Жёлтый – хорошо
Синий — не понравилось.