Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Оренбургской области
Конспект урока по русскому языку
в 10 классе
«Правописание приставок. Правописание ы-и после приставок»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Крутоголова Людмила Николаевна
Соболево
2013
Урок русского языка в 10-м классе
Тема; «Правописание приставок. Правописание ы-и после приставок»
Цели урока: обобщение ранее изученного о правописании приставок, правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И; подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ); совершенствование орфографических умений учащихся, развитие навыка самостоятельной работы;
Оборудование: учебник «Русский язык» 10-11кл. Гольцова, карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, презентация, таблички с приставками, тетради, оценочные листы.
Ход урока
I.Орг.урока
Зимний пейзаж (картина) слайд 1
II. Слово учителя Поэтическая минутка
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно,
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
Эти строки принадлежат русскому поэту и писателю Ивану Алексеевичу Бунину. Он глубоко чувствовал красоту родной природы и в своих произведениях точно улавливал соединение красок и света. Произведения Бунина дарят нам чувство радости и счастья
III Синтаксическая пятиминутка.
И зима,огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (И.Бунин).
( И зима(1) огромная(2) просторная(3) нестерпимо блистающая(4) на снежных пустынях полей(5) развертывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны(6) и лишь далеко на горизонте(7) темнела полоска леса. И.Бунин.)
Задания по тексту, который тоже создал И.А.Бунини.
— Прочитайте предложения, записанные на доске.
— Назовите цифры, на месте которых надо поставить запятые. (1,2,3,5,6)
— Назовите примеры средств выразительности.( Эпитеты, олицетворения…)
— Выполните самостоятельно синтаксический разбор первого предложения
— Индивидуальная работа у доски:
выпишите слова с приставками, выполните их морфемный и словообразовательный разборы (нестерпимо – нестерпимый суфф.способ, развертывала – развертывать суффик. способ, беспредельны – без предела прист.-суфф.способ):
— Выполнить синтаксический второго предложения самостоятельно, составить схему.
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса.
IV. Сообщение темы и цели урока
Название темы записано на доске «Правописание приставок. Правописание ы-и после приставок»
Цели урока формулируют учащиеся. ( 1,2,3 слайды)
Учитель говорит о системе оценивания на уроке (оценочный лист), отмечая то, что уч-ся тоже оценивают задание: + интересно *полезно — бесполезно
V. Актуализация знаний учащихся.
Выступлений учащихся: 4 слайд – правописание приставок на з,с, 5 слайд — правописание приставок пре, при, 6 слайд – слова, написание которых зависят от значения, 7 слайд – словарные слова.
VI. Закрепление.
Самостоятельная работа со самопроверкой
Вставьте пропущенные буквы.
Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, пр_морский, пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник, пр_вратник, пр_чуда, пр_града, бе_вкусица, ра_четливый, ра_читывать, бе_чувственный, мирово_рение, бе_дыханный.
Проверка проводится по компьютеру и выставляется оценка
(0-1 ошиб. «5», 2-3 ошиб. «4», 4-6 ошиб. «3» , более 6 – «2») Слайд 8
VII Словарно-орфографическая работа
Реализация индивидуального задания – работа с толковым словарем (в случае затруднения уч-ся при выполнении задания)
Задание: назовите № строки, в которой во всех словах пропущена одна и та же буква (слова записаны на доске). Ответ 2
1. прерогатива, приоритет, презентовать
2. преамбула, прелюдия, премьера
3. привилегия, превалировать, превентивный
Задание: запишите слова, определив его по лексическому значению, которое дается учителем. Составьте словосочетания с 3-4 словами.
Исключительное право (прерогатива), первенство ( приоритет), преобладать, иметь перевес (превалировать), предисловие (преамбула), льгота (привилегия), подарить (презентовать), вступление к музыкальному произведению (прелюдия), первое представление (премьера), предупреждение чего-либо, предохранительный (превентивный)..
VIII.Этимологический анализ слов с приставками Слайд 8
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной точки зрения
Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый.
Проверьте . Рассмотрите структуру слов с исторической точки зрения
Историческое членение | |
Воскрес-ну-ть | Вос-крес-ну-ть (тот же корень, что и в слове кресало «огниво) |
Восхит-и-ть | Вос-хит-и-ть (тот же корень, что в словах похитить, хищник |
Докуч-н-ый | До-куч-н-ый (тот же корень, что в словах скука, докука) |
Внуш-и-ть | Вн-уш-и-ть (из ст-слав. Вън уши «в уши». Первоначальное значение «заставить услышать» |
Прихот-лив-ый | При-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах прихоть, хотеть) |
Обратить внимание на выполнение данного задания, так как будет подобное домашнее задание (упр.№ 153)
IX. Работа с учебником. Систематизация знаний о правописании «Ы-И после приставок»
1.Самостоятельное чтение параграфа 28.
2. Рифмованные алгоритмы – выразительное чтение подготовленными учащимися
А)Основное правило (читает стих, показывая таблицу со словами «ИСК», «РОЗЫСК»
Вдруг раздался страшный рык –
Это “Ы” прогнало “И”
От приставок на согласный:
Был тут “иск” – стал “розЫск”.
Ясно?!
Лишь исключение “взИмать”
С буквой “И” надо писать.
Б) Исключение из правила (по ходу чтения таблицы с данными приставками прикрепляются на доску)
А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) –
Все дамы странные,
Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),
В “И” влюбленные!
Ты внимательно смотри:
После “иностранок” – “И”
К ним примкнули “наши” СВЕРХ-, МЕЖ-
СВЕРХИзысканнее всех!
СВЕРХИскусно, СВЕРХталантливо
Дружат с “И” они, галантные.
X. Закрепление
Объяснительный диктант
Пост..нфарктный – пред..нфарктный,дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.
Самостоятельная работа со взаимопроверкой – упр.№ 148
XI Диагностическая работа слайд 9
1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1)чре.мерный, не.говорчивый, и.подтишка
2)не.правданный, п.становка, под.зрение
3)без.сходный, под.грать, по.грать
4)ни.падающий, и.бежать, ра.веселый
2. В каком слове пишется приставка пре?
1)пр.ступник 2)пр.двыборный 3)пр.ключение 4)пр.оритет
3. В каком слове пишется приставка при?
1)пр.пятствие 2)пр.одолеть 3)пр.земленный 4)пр.забавный
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града;
2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать;
3) о..далённый, на..треснутый. на..пиленный;
4) из..мать, дез..нформация, от..граться.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква
1) ра.пределение, ра.дор, неи вестный
2) и.ход, ни.падать, бе.дарный,
3) пр.вилегия, пр.успеть, пр.украсить
4) с.грать, с.мпрвизировать, пред.льский
XII Подведение итогов. Выставление оценок.
Рефлексия Тема урока?
Достигли целей?
Чему научились?
Что показалось наиболее сложным?
Что – наиболее интересным?
Зачем нам нужен был сегодняшний урок?
XIII. Задание на дом
Параграфы 26,27,28, упр.150, 153, составить задания подобные А14
И зима(1) огромная(2) просторная(3) нестерпимо блистающая(4) на снежных пустынях полей(5) развертывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны(6) и лишь далеко на горизонте(7) темнела полоска леса. И.Бунин.
Использованные материалы.
-
Н.Г.Гольцова. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных школ. М.,2010
-
Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику Н.Г.Гольцовой) М.,2012
3. http://festival.1september.ru/articles/573842/