Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Имена собственные»

Подготовила

учитель начальных классов

Козикова Наталья Сергеевна

г.Козьмодемьянск

2014

Тема: Имена собственные

Цель: Закрепление понятия собственных имен существительных.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся классифицировать имена собственные по значению, употреблять прописную букву в именах собственных, анализировать возможность перехода имен нарицательных в имена собственные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 2. Путь к познанию.

— Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД

II. Постановка задач урока.

— Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Знаний. Наш путь лежит на неизвестную планету.

— Скажите, а какой сказочный герой летал в космос? (Незнайка)

Незнайка приглашает вас отправиться в путешествие на ракете.

Каждый космонавт, прежде, чем отправиться в космос готовится к полету. Мы тоже сначала подготовим наши ручки и сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем мы начнем свой путь, выполним задание – не большое, но очень важное:

  • Открыть тетради, записать число, классная работа.

III. Чистописание.

— Найдите одинаковый звук в словах, изображённых на картинке. (р)

— Какой это звук? (Согласный, звонкий, непарный, может быть твердым или мягким)

— Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «ер».)

— Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной и строчной буквы Рр.

(Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Р: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Р, показ можно повторить.)

— Напишите красиво и правильно заглавную и строчную букву Рр.

Словарная работа

Мы начинаем путешествие с планеты Земля. А как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

— Запишите это слово, поставьте ударение.

— Какая орфограмма есть в этом слове? (удвоенная согласная, безударная гласная.).

— Кто написал это слово с заглавной буквы?

Это словарное слово, надо запомнить его написание. Проверьте написание.(слайд)

Сообщение темы и задач урока.

— Почему мы написали это слово с заглавной буквы? (это название страны)

— А какие еще слова мы пишем с заглавной буквы? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, название праздников, исторических событий.)

Как мы называем такие слова? (имена собственные)

— Сформулируйте тему нашего урока.(Имена собственные)

Какая будет цель нашего путешествия? (распознавать имена собственные и правильно их писать)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных именах существительных,

  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

  • развивать внимание к слову.

Работа по теме урока.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Упр. 37 (с. 27) По заданиям самостоятельно)

— Выпишите названия городов, входящих в Золотое кольцо России.

Упр. 38 ( с.27) Работа в паре.

— Прочитайте текст, обведите имена собственные.

— Почему имена нарицательные в тексте Мориса Метерлинка написаны с прописной буквы? (имена нарицательные Чашки, Миски, Тарелки стали именами собственными)

— Итак, в языке есть слова , которые могут употребляться и как имена собственные, и как имена нарицательные. Приведите примеры таких слов.

7. Физкультминутка.

– Проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, и выйдите из-за парт. Я буду называть слова, если это слово пишется с большой буквы, поднимите руки вверх и потянитесь, если с маленькой буквы – сделайте наклон вперед.

Учитель называет слова: Сережа, ночь, строитель, Гагарин, Маршак, Орлик, Буратино, корова, кошка, Самара, берег, Енисей, Никита, Алиса, лиса, Патрикеевна, Москва.

2. Работа с учебником.

С.41. у. 58

— Выпишите из текста упражнения слова в таком порядке: названия планет, названия континентов.

— Запишите в тетрадь и запомните свой «космический адрес».

Мы живем в Солнечной системе, на планете Земля, на континенте Евразия, в стране Россия.

— Как вы думаете, можно ли написать такой адрес на конверте с письмом?

Упр. 59 с. 42.

— Представьте, что вам хочется поступить в клуб«Космонавт». К кому надо обратиться и как выразить свое желание?

— Прочитайте образец заявления.

— Из каких частей состоит заявление? Найдите эти части в тексте.

Памятка. Как написать заявление.

  1. Наименование адресата, которому направлено заявление.

  2. Ф.И.О., должность или адрес автора заявителя.

  3. Наименование документа.

  4. Точное изложение просьбы, предложения.

  5. Дата, подпись.

— Помните, что заявление (чье? кого?)Певцова Александра пишется без предлога «от», слово «заявление» пишется со строчной буквы, суть просьбы излагается четко и кратко, текст начинается со слова «Прошу», местоимение «я» не употребляется, указывается дата и подпись с ее разборчивой расшифровкой.

(Ученики, работая в паре составляют устные заявления)

VI1. Проверка знаний, умений и навыков.

— Вернуться домой мы сможем, если верно выполним задания. Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны. Первое задание- самое лёгкое, второе- посложнее, третье- творческое.

VII1. Обобщение. 

Работа в группах

— Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

  • имена

  • отчества

  • фамилии

  • клички животных

  • названия городов, стран, улиц, рек

  • название объектов

— Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

1Х. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

  • Наше путешествие подходит к концу.

  • Чем запомнился сегодняшний урок?

  • Когда в письменной речи употребляются имена собственные?

  • Может ли одно и то же слово быть то именем нарицательным, то именем собственным?

  • Оцените наш урок на листах диагностики.

Х. Выставление оценок.

X1. Домашнее задание (творческое)

Написать заявление на любую тему.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Фамилия Имя____________________________ рисунок

Выбери и выполни любое понравившееся задание

1 задание:

Прочитай текст. Подчеркни имена собственные.

Москва.

Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.

Город лежит на холмах. В центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России Владимир Владимирович Путин. Правительство работает в Белом доме.

2 задание:

Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.

Я живу в (Г, г) ороде (Л, л) ипецке. Мой дом находится на (У, у) лице (М, м) осковская. Вместе со мной живут (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок.

3 задание:

Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свою работу на уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок):

— если было легко и интересно – нарисуй солнышко

— если было немного трудно, но интересно – нарисуй солнышко с облаком

— если было трудно и непонятно – нарисуй тучку

Используемая литература:

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 ,- М.: Просвещение, 2012.-160с.

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. . В 2 частях. Ч. 1 ,- М.: Просвещение, 2012.-96с.

  3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс,- М.: Просвещение,2012.- 192с.

  4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка. 3 класс. М.: Просвещение, 2009. — 128 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here