Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей «Морской технический»

города Новороссийска Краснодарского края

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Корневые орфограммы»

подготовила

учитель начальных классов

Комаревцева Людмила Александровна

г.Новороссийск

2013

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА :

Развивающие:

  1. Развитие устной и письменной речи учащихся.

  2. Развитие орфографической зоркости.

Обучающие :

  1. Формирование умения находить корень и орфограмму в нём .

  2. Систематизация знаний учащихся о корневых орфограммах и способах их проверки.

  3. Формирование умения применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

Воспитывающие :

  1. Воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: кружки синего, жёлтого и красного цвета, конверты с письмами.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

2. Определение темы урока .

— Перечислите с какими орфограммами мы работаем на уроках? (С корневыми)

— Какие корневые орфограммы вы знаете? (Проверяемый и непроверяемый гласный звук, парные согласные, непроизносимые согласные)

— Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с корневой орфограммой?

( Подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук стоял в сильной позиции)

3.Разбейте слова на группы, выдели корень, подчеркни орфограмму: ( слайд )

Разбей слова на группы.

Скользкая, площадка, честные, хрустнула, звонки, улыбка, грустная, лесники, покраснел, окрестности, повязка, своя.

1 ряд – слова с проверяемой безударной гласной;

2 ряд – слова с парными согласными;

3 ряд – слова с непроизносимыми согласными.

Учащиеся по очереди выходят к доске, выделяют корень и орфограмму.

Взаимопроверка по рядам, исправление допущенных ошибок с доказательством.

4.Отправляемся в гости.

Пока звучит музыка, вы выбираете и показываете кружок того цвета, в гости к которому хотите пойти: красный – гласные буквы, синий – согласные буквы.

( Звучит музыка, дети шагают.)

(С этого момента ход урока зависит от того, каких кружков больше покажут учащиеся).

Ι вариант.

Больше кружков красного цвета – идём в гости к безударным гласным.

1.- Какие гласные требуют проверки, если они безударные? (а, о, и, е, я)

Гласных не оказалось дома, наверно отправились к кому – то на помощь. Но как культурные буквы, они нам оставили конверты с письмами. Как вы думаете, что в этих письмах? (Ответы детей)

Откройте и посмотрите.

( Учащиеся объясняют и выполняют задание, данное на карточках.)

Проверка по вариантам (слайд).

Песню будем зап…вать, а лекарство зап…вать.

Мы детишек прим..ряем, а одежду прим..ряем.

Мама дочку вниз св…ла, птичка гнёздышко св…ла.

Витя с дерева сл…зал, кот сметану всю сл…зал.

На занятия сп…ши, упражнение сп…ши.

Дверь на кухню отв…ри и картошку отв…ри.

2. Мы в дороге проголодались, пора подкрепиться. Будем записывать слова с непроверяемыми гласными в корне. Где мы их можем найти, чтобы проверить? ( В словарях.) Почему? ( Потому что к этим словам нельзя подобрать проверочные слова, их написание надо запомнить.)

Но раз мы проголодались, то это какие будут слова – догадайтесь? (Съедобные, съестные.) Конечно съедобные, обозначающие продукты!

Словарь: помидор, ягода, орех, яблоко, морковь, горох, капуста, земляника, огурец, овощи.

3. Теперь осталось сходить в гости к кому? К согласным.

(Звучит музыка, дети шагают.)

ΙΙ вариант.

Больше кружков синего цвета – идём в гости к согласным.

1.Подберите слово в словосочетание так, чтобы в нём был парный согласный звук. (Слайд).

..арбузы

стройная …

быстрый …

маленькая …

деревьев

Проверка: спросить все варианты придуманные учащимися.

2. (Слайд ).

Прочитать слова. Что их объединяет? ( В каждом слове есть непроизносимый согласный звук.) Все ли слова мы можем проверить? ( Нет.) Почему? ( Потому что есть словарные слова). Назовите слова с непроверяемым согласным звуком. Где мы можем найти эти слова, чтобы проверить их написание? ( В словаре).

Задание на внимание: прочитайте, запомните и запишите в течение 2 минут, сколько запомнили. (Слайд закрывается).

Солнце, чувство, праздник,

Сердце и проказник,

Лестница и звёздный,

Здравствуйте и поздний.

Проверка: учащиеся сверяют свои слова с доски, выделяя орфограмму.

3. Теперь осталось сходить в гости к кому? К гласным.

( Звучит музыка, дети шагают).

ИЛИ

3.У всех побывали в гостях, никого не пропустили! Пора возвращаться домой!

( Звучит музыка, дети шагают).

5. Закрепление.

Назовите предметы в классе, в названии которых есть любая корневая орфограмма. Запишите 5 – 6 слов, подчеркните орфограмму корня.

— С какой орфограммой чаще называли слова? ( Ответы детей). Тогда я могу сделать вывод: эта орфограмма самая главная в русском языке. Согласны? Докажите правильность или ошибочность данного суждения. (Ответы детей.)

6. Подошёл к концу урок,

Надо подводить итог.

У вас 3 кружка. Кому всё удавалось на уроке, поднимите жёлтый кружок, у кого были некоторые затруднения – синий, а кому было очень трудно – красный.

Желаю всем, чтобы на следующих уроках мы все подняли только жёлтые кружки!

Список использованной литературы:

1. Поурочное планирование по русскому языку для 3 классов по УМК «Школа 2100».

2. Дидактический материал, под редакцией Л.И.Тикуновой – М.: Дрофа, 2009.

3.Карточки по русскому языку, 2-3 класс, Т.В.Игнатьева – М.: «Экзамен», 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here