Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Токсовский центр образования»
Всеволожского района Ленинградской области
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
подготовила
учитель начальных классов
Цабевская Лариса Владимировна
Токсово
2012
Цель урока: уточнить знания о функциях мягкого знака, создать условия для выделения слов с новой функцией
Задачи:
Образовательные:
-
Открыть новые знания: ь – показатель женского рода имён существительных.
-
Формировать навык грамотного письма.
-
Совершенствовать умение находить имя существительное в речи.
-
Совершенствовать умение различать имена существительные мужского и женского рода.
Развивающие:
-
Развитие речи, умения осуществлять самоконтроль и самооценку, внимания, мышления и памяти.
-
Развитие фонематического анализа.
-
Развитие коммуникативных навыков общения.
Воспитательные:
-
Прививать интерес к изучению русского языка.
-
Воспитывать нравственные качества, умения работать в группе.
Оборудование: компьютеры, экран, проектор.
Медиапродукт: презентация, компьютерный тест.
Ход урока:
Деятельность учащихся | Примечания |
| |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
| ||
-Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу и давайте с хорошим настроением начнём урок. Подарите мне свои улыбки. -Спасибо они располагают к приятному общению, создают хороший настрой. | -Дети улыбаются. |
|
|
Актуализация знаний учащихся.
|
| ||
1.Орфографическая работа. (запись под диктовку) -Повторим знакомые орфограммы. -Чудесные щёчки, нальём чай, большие шипы, ручной жираф, стучат ночью, душистый цветок, ищу щавель.
-Проверяем написанное.
2.Работа со звуками. -Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
-Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове?
-А ещё какую роль может выполнять мягкий знак в словах?
-Найдите такие слова в орфографической работе.
-Хоть мягкий знак и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой. Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль играет мягкий знак в русском языке.
-Какие части речи встретились в орфографической работе.
-Выпиши первые буквы имён существительных. -Какая лишняя, вычеркните её.
-На какие группы можно разделить оставшиеся буквы?
|
Один человек пишет за доской. Остальные учащиеся работают в тетради.
Ученик у доски объясняет орфограммы и подчёркивает. Дети на местах проверяют и тоже подчёркивают. -«Чудесные». Написал с большой буквы, потому что начало работы. Сочетание «чу» пишем с буквой «у». Сочетание «сн» — проверяем «чудеса».
-Щавель – 6 букв и 5 звуков. «Ь» — звука не обозначает. -«Ь» — является показателем мягкости согласного.
-Разделять звуки.
-Нальём, ночью.
-Имена прилагательные: чудесные, большие, ручной, душистый. -Имена существительные: щёчки, чай, шипы, жираф, цветок, щавель. -Глаголы: нальём, стучат, ищу. -Наречие: ночью.
Ученики записывают в тетрадь: ш, щ, ч, ц, ж. -Лишняя «ц», остальные шипящие.
-ж, ш – парные ч, щ – непарные -ж – звонкий ч, щ, ш – глухие -ж, ш – всегда твёрдые ч, щ – всегда мягкие
|
В тетради:
Чудесные щёчки, нальём чай, большие шипы, ручной жираф, стучат ночью, душистый цветок, ищу щавель.
1 СЛАЙД
На доске появляется запись: Ш, Щ, Ч, Ц, Ж.
|
|
Создание проблемной ситуации.
|
| ||
-Почему все эти буквы пришли к нам сегодня на урок?
-Сейчас я предлагаю вам выступить в роли учёных. Кто это такие? -Действительно, учёные исследуют какие-либо явления в природе, в жизни людей и выводят законы. А вот наш объект исследования.
-Мы с вами будем исследовать эти слова и попробуем вывести законы. -Какую проблему будем решать?
| -Наверное, мы узнаем новую орфограмму с этими буквами.
-Учёные выводят законы.
-Почему в некоторых словах пишется мягкий знак, а в некоторых нет.
|
2 СЛАЙД
|
|
Работа групп по составлению алгоритма. |
| ||
-Делимся на группы. Каждая группа – творческая лаборатория. -Как будем работать?
—Составим план нашей работы. -Что нужно сделать?
-Каким образом будем проводить исследование?
-Можно приступить к работе. |
-Работать вместе. -Прислушиваться к мнению каждого. -Будем сообща выводить закон, которым будут пользоваться другие ребята
-Исследовать слова.
-Сравним слова. -Найдём общие признаки. -Найдём, чем слова отличаются. -Сделаем вывод. -Составим алгоритм рассуждения (правило).
Ребята работают в группах.
|
3 СЛАЙД
Все выводы учащиеся кратко записывают на листочки.
4 СЛАЙД |
|
Физминутка.
|
| ||
-Сейчас, ребята, я проверю, как вы умеете отдыхать. Я буду называть «волшебные» слова. Если вы услышите в слове мягкий шипящий, начинайте двигаться как пловец. Если услышите твёрдый шипящий, двигайтесь как бегун. А если нет шипящих, тогда ищем глазками муху. -Сторож, обруч, цапля, трубач, шалаш, сарай.
|
|
|
|
Апробирование алгоритма и схемы.
|
| ||
-Выслушаем ребят из первой группы.
-Что могут дополнить ребята из второй группы.
-Какой же алгоритм рассуждения у вас получился.
-Является ли в данном случае мягкий знак разделительным? -Показателем мягкости? -Какова же роль мягкого знака в этих словах?
-Сформулируйте правило.
-Давайте, сравним правила в учебнике с тем, что вывели мы. Учебник стр. 41-42.
-Пользуясь алгоритмом, выполняем упражнение 453. | -Имя существительное с шипящим на конце. -ж.р. – пишем мягкий знак, м.р. – не пишем мягкий знак.
-Только для существительных в ед. числе, отвечающих на вопросы кто? что?
-Определить часть речи. -Если существительное с шипящим на конце – определить число и род. -Если существительное в единственном числе женского рода – пишем на конце мягкий знак. -Если существительное в единственном числе мужского рода – пишем без мягкого знака.
-Мягкий знак показывает нам, что это существительное женского рода.
-На конце имён существительных в единственном числе женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода мягкий знак не пишется.
-В этих правилах всё то, о чём мы уже сказали.
—Шалаши – шалаш Существительное мужского рода, напишем без мягкого знака. И т.д. | Выступает ученик из слабой группы.
Ученики из сильной группы дополняют ответ.
5 СЛАЙД
|
|
Ученики пишут на доске по 2 пары слов каждый. Сначала у доски работает сильный ученик. В тетрадях ребята работают быстрее, сверяя с доской. Для сильных учащихся заготовлены карточки. _______________________ Допиши, где нужно, ь. Распредели слова на две группы. Обоснуй признак выбора. Овощ…, кураж…, суш…, плащ…, мощ…, светоч…, вираж…, дич…, обруч…, калач…, палач…
|
| ||
Самоанализ проектной деятельности.
| Оцениваются положительные и отрицательные моменты. |
| |
-Над какой темой работали?
-Довольны ли вы своей работай в группе?
-Как работала ваша группа? | -Мягкий знак в именах существительных после шипящих. -Да, мы догадались в каких словах нужно писать мягкий знак, а в каких нет. -Наша группа работала дружно, мы помогали друг другу. |
|
|
Рефлексия |
| ||
Работа с персональным компьютером. -Проверим, как вы можете самостоятельно работать по этой теме. -Включите компьютер. Начнём выполнение теста по моей команде. В конце работы компьютер поставит вам отметку. Как только это произойдёт, жду сигнала. -Кому компьютер поставил 5? Кому 4? 3? 2?
Подведём итог нашей работы. -Закончи фразу. Сегодня я узнал… Было интересно… Я приобрёл… У меня получилось… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
|
-Мне захотелось стать учёным. -Меня удивило, что я сам могу составлять правила. -Теперь я могу грамотно писать существительные с шипящим на конце. -Теперь я могу эту орфограмму объяснить своим товарищам. И т. д.
| Учащиеся выполняют тест на компьютере.
|
|
Список использованной литературы
1. С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2002 г.
2. О.Д.Дмитриева, Е.П.Фефилова. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. «ВАКО», Москва, 2005 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-6128