Урок русского языка

в 3 классе по

теме «Изменение имён существительных

по числам. Обобщение»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29

Мокрушина Лилия Фаридовна

Аннотация

Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. В школе реализация данных целей происходит в основном в процессе учебной деятельности. А основной учебной деятельностью школьника является урок.

Представленный урок является обобщающим уроком по теме «Изменение имён существительных по числам» в разделе «Морфология» В процессе обобщения изученного материала на уроке учащиеся систематизируют знания, которые были получены на предыдущих уроках и учатся применять их на практике.

Для достижения поставленных целей на уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие учебно-познавательные мотивы учащихся. Прежде всего — постановка проблемы и поиск путей её решения, групповая работа, работа в парах. Одним из новых приёмов, используемом на уроке, можно назвать подвижную деятельность учащихся на уроке – это подвижный словарный диктант с предварительной постановкой проблемы. Кроме этого применяется подвижная групповая деятельность, в ходе выполнения которой дети решают поставленную перед ними задачу.

Необходимо помнить и о здоровьесберегающем факторе на уроке. Это прежде всего проведение физминутки, которая должна быть не отвлекающим моментом, а неотъемлемой частью урока, нести в себе познавательный момент.

Содержание, структура и методическое оснащение данного урока помогают формировать такие необходимые для успешного обучения компоненты учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка учащихся.

Пояснительная записка

Представленный урок соответствует требованиям, предъявляемым современному уроку. Урок носит продуктивный характер, создаёт благоприятные возможности для усвоения изучаемого материала всеми учащимися.

Данный материал имеет практическую ценность: урок русского языка, построенный по УМК «Начальная школа 21 века», даёт возможность повысить уровень требований к учащимся.

Повышается эффективность урока: учитывается индивидуальность каждого учащегося, развиваются творческие возможности ребёнка, а как следствие, повышается качество, результативность обучения.

Цели: 1) обобщение знаний об изменении имён существительных по

числам;

2) развитие внимания, памяти, мышления;

3) воспитание чувства ответственности, коммуникативности.

Задачи: обобщить знания об изменении имён существительных по

числам;

познакомить с правилом изменения имён существительных

на –мя во множественном числе;

повторить орфограммы «жи-ши», «разделительный Ь»

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор С.В.Иванов;

печатная тетрадь автор М.И.Кузнецова;

рабочая тетрадь;

раздаточный материал: карточки со словами-

помощниками, карточки со стихами;

презентация урока

Разработка урока

Орг. момент

— Начинаем урок русского языка.

— Сейчас в природе господствует зима.

— А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете?

— Давайте сегодня на уроке мы постараемся поработать так, чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом.

Введение темы урока

— Правильно выполненное первое задание поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

-Составьте и запишите из распавшихся букв слова.

презентация

Луч, птицы, холода, лучи, птица, холод

Какой частью речи являются записанные слова?

— На какие 2 группы можно разделить данные имена существительные?

— Назовите слова 1группы, II группы.

— Проверьте себя.

презентация

луч лучи

птица птицы

холод холода

-Сформулируйте тему урока, на котором обобщаем изученный материал.

— Что нам поможет определить, правильно ли названа тема урока?

— Откройте учебник на стр.145 и прочитайте тему урока.

Вы справились с первым заданием и солнышко дарит нам первые лучики.

Обобщение изученного материала

Составление опорной схемы

— Мы вспомнили, что им. сущ. имеют форму ед.ч. и мн.ч.

Сколько предметов называют им. сущ. в форме ед. числа?

— Сколько предметов называют им. сущ. в форме мн. числа?

Презентация:

ч у л луч

п и ц т ы птицы

хадоло холода

луич лучи

ц и т а п птица

лодох холод

Схема на доске:

ед.ч. мн.ч.

один много

он оно

она

оно

— Назовите местоимения, которые помогают определить число имён существительных.

— Данная опорная схема поможет при выполнении последующих заданий.

1. Работа с учебником

— Опираясь на составленную схему, выполните упр.5 стр.146

— Прочитайте задание.

— Дополнительное условие:

1 вариант: среди данных слов выбирает и записывает

им.сущ., при записи которых в форме

мн.ч. появляется орфограмма «жи – ши»

2 вариант: среди данных слов выбирает и записывает

им.сущ., при записи которых в форме

мн.ч. появляется орфограмма «разд.Ь»

— Проверьте правильность выполненного задания.

презентация

— Какое правило помогло вам без ошибок написать слова?

— Благодаря выполненному заданию солнце дарит нам лучи.

2. Подвижный диктант

— Подготовьте листочки для подвижного диктанта.

— Я диктую слова в форме ед. числа, вы записываете в форме мн. числа.

Торт, повар, друг, ребёнок, воздух

— Проверим записанные слова:

презентация

торты, повара. друзья, дети, …

— Как образовалась форма мн. числа?

— Какое из слов вызвало затруднение? Почему?

— Где можно найти правило, которое поможет определить правильность ответа?

— Прочитайте правило на стр.142

— Те, кто правильно выполнил задание, помог появиться новым лучикам солнышка.

Презентация:

Торты

повара

друзья

дети …

3. Работа в парах

— Откройте печатную тетрадь на стр. 43

— Прочитайте задание к упр.1

— Это задание вы выполняете в паре.

— Проверка: читаем по порядку подчёркнутые слова.

— У солнышка вновь появляются лучики.

4. Физминутка

— Отдохнём с пользой: если вы слышите слова, которые образуют форму и мн.ч. и ед.ч. – хлопаете; если вы слышите слова, которые образуют только форму ед.ч. – топаете.

Костёр, шофёр, доброта, фамилии, серебро,

детство, профессии, свет, брюки, ножницы

-Какие слова оказались лишними?

— Почему?

— Где можем найти подтверждение?

— Откройте учебник на стр.142

5. Фронтальная работа

— Определите число данных им. существительных.

— Измените число им. существительных.

(Окна, люди, времена)

— Какая часть слова меняется при изменении формы слова?

— Какое слово выделяется из этой группы?

— Существует ещё 9 слов на данное правило.

— Но чтобы узнать их, надо выполнить следующее задание.

А солнышко продолжает радовать нас новыми лучами.

В печатной тетради:

Обувь, мебель,

мёд, охота, сахар,

золото, помощь,

темнота, капуста,

капуста, картофель

Окно

Человек

Время

6. Работа в группах

— Организуйте 3 группы.

— Каждой группе надо помочь поэту закончить стихотворение.

— В каждой строке не дописано последнее слово. Эти слова спрятаны в классе. Как только вы их найдёте, то легко закончите

работу.

презентация

В стародавнее давнее …

Жило – было первобытное …

Не умели дикари писать …

Не понимали: зачем корове …

С утра до вечера чесали они …

Не знали, как в булку превратить простое …

Не понимали, что из искры появится …

Что на ветру вождь развевает …

Удивительное было это …

Они гадали: зачем лошадке …

Угнетало дикарей заботы …

Да, нелегко им было жить в то …

— Прочитайте получившееся стихотворение.

— Что объединяет данные слова?

— Поставьте их в форме мн. числа.

— Какую особенность вы заметили?

— Проверить правильность вывода нам поможет правило на стр. 146 учебника.

— Солнышко греет нас всё сильней.

время

племя

имя

вымя

темя

семя

пламя

знамя

стремя

бремя

7. Самостоятельная работа

— Сейчас вы поработаете редакторами: запишите рассказ,(упр.3 стр.146) ставя им.сущ. в скобках в нужном числе.

— Проверяем текст.

— Благодаря вашей работе солнце засияло в полную силу.

Итог урока

Подумайте, как каждый из вас поработал на уроке, какой вклад внёс в появление ярких лучей.

— Какими новыми понятиями пополнилась ваша копилка знаний по русскому языку?

— Спасибо за работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here