Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 «Зелёный шум»

Волгоградской области

Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

подготовила

учитель начальных классов

Осипенко Мария Александровна

г. Волжский

2013

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Педагогическая технология:

На формирование каких УУД направлен урок:

Личностное

УУД

Регулятивное

УУД

Познавательное

УУД

Коммуникативное

УУД

Фрагмен- ты задания

1. рефлексия учебных действий.

1.заучивание правила.

2. составление алгоритма.

3. найди ошибки.

4. определение цели и задач урока.

1.распределение слов по двум столбикам

2.словарно-логические упражнения

3.разноуровневая самостоятельная работа на перфокартах

1.рассказывание правила соседу.

2. работа в парах.

3. взаимопроверка.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных 3 склонения;

  • Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух;

  • Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре;

Материалы к уроку: карточки со словами, карточка с алгоритмом, карточки для работы в парах, индивидуальные перфокарты, звёзды разных цветов.

Ход урока

1.Орг. момент

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку….5!

2. Чистописание

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу

На отлично напишу!

— Отгадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим на минутке чистописания:

Эта буква — хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится (ь).

Письмо буквы.

Оцените свою работу с помощью «волшебных линеечек»

3.Повторение изученного о Ь

-Какова роль Ь в словах? Приведите примеры.

— Поработайте в парах. Придумайте и запишите по 3 слова с разделительным Ь и Ь — показателем мягкости.

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

— Прочитайте слова на доске: дочь, карандаш, глушь, чиж, врач, молодёжь, душ, ночь, помощь, мяч.

— Что вы можете сказать об этих словах? (Имена существительные)

— Что общего в звучании слов? (на конце слышится шипящий)

— Почему в написании слова дочь пишется Ь, в слове врач Ь не пишется?

— Так в чём же проблема?

— Сформулируйте тему урока (Ь на конце сущ. после шипящих)

— Сформулируйте учебную задачу (научиться писать сущ. с Ь и без него на конце после шипящих)

— А где можно узнать эту информацию?( В учебнике)

— Конечно, учебник поможет ответить нам на этот вопрос, но мне кажется, что мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

— Ваши предположения?( написание Ь может зависеть от рода) Давайте попробуем это доказать с помощью наших слов.

— В чём сходство этих слов?( сущ., н.ф., ед.ч.)

-В чём различие?(разный род)

— Запишите слова в 2 столбика по родам.

дочь

карандаш

глушь

чиж

молодёжь

врач

ночь

душ

помощь

мяч

— Что вы заметили? ( Делают вывод – сравнивают свой вывод с правилом в учебнике)

5. Физминутка

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода — хлопаем над головой, а если мужского рода — приседаем.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

6. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

А) Работа с учебником.

-Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? Расскажите правило соседу.

Б) Составление алгоритма.

1. Это имя существительное?

2. Есть ли шипящий звук на конце слова?

3.Определяю род.

4. Слово стоит в начальной форме?

5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.

-Проверьте по алгоритму, пишется ли Ь в словах меч и горечь.

В) Словарно-логические упражнения.

— Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните орфограмму.

  • Бывает письменная и устная

  • Он бывает на берегу реки или моря

  • Бьёт из-под земли

  • Правда лучше, чем …

  • Суп со свёклой

  • Зимой дрова ест, а летом спит

  • Под полом таится, кошку боится

— Взаимопроверка.

7. Закрепление полученных знаний

А) Работа в парах.

— Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

— Проверка с. р. (дети объясняют свой выбор)

Б) Самостоятельная работа на перфокартах.(уровень по выбору учащихся)

1 уровень.

Запишите рассказ, заменяя им. сущ. множественного числа им. сущ. единственного числа.

На берегу я и мои товарищи поставили шалаши. Ночи были звёздные. Утром лучи солнца осветили поляну. Мы закинули удочки. Попались ерши и лещи.

2 уровень.

Запишите близкие по значению слова. Укажите род.

Озноб- Призыв-

Команда- Соревнование-

Сила-

Оцените себя, на какую отметку вы сегодня поработали.

10. Итог урока. Рефлексия

— Мы с вами хорошо потрудились! Понравился ли вам урок? Вспомните, какую учебную задачу мы перед собой поставили. Смогли ли мы её выполнить? Что мы для этого делали? Какие задания вы выполняли с удовольствием? А какие задания вызвали трудности? Оцените себя, на какую отметку вы сегодня поработали.

А теперь, используя «волшебную лесенку» отметьте то, насколько вы поняли новую тему.

-В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах(они разного цвета). Выберите соответствующую звезду:

жёлтую – если было интересно и легко на уроке;

розовую – если иногда были трудности;

голубую – если не разобрались в теме урока;

— Посмотрите, сколько жёлтых звёзд. Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!

Список литературы и Интернет — ресурсов

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (сост. Е. С. Савинов). -3-е изд. – М. :Просвещение, 2011.

  2. ProTema.ru›Дидактика ›УУД ›Деятельность учителя

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here