Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7»

г. Оленегорска Мурманской области

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

«ИЗМЕНЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ»

Подготовила

учитель начальных классов

Богданова Лариса Ивановна

г. Оленегорск

2013

Урок русского языка.

«Изменение окончаний глаголов прошедшего времени».

Дидактическая цель:

— создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока

новой учебной информации  посредством ЭОР.

Задачи урока:

  1. Учить детей определять род у глаголов в форме прошедшего времени единственного числа, правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени, повторить знания о глаголе, как части речи.

  2. Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

  1. Развивать устную речь учащихся, умение работать самостоятельно, любознательность, интеллект учащихся.

  2. Продолжить работу над орфографической зоркостью.

  3. Воспитывать прилежание, аккуратность, любовь к родному языку через произведения художественной литературы.

Основной дидактический метод: частично – поисковый

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.

  2. Презентация Microsoft Office Power Point.

  3. Учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева.

Ход урока.

Слайд 1

1. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,

В школе начался урок.

Тихо стало в коридоре,

Со звонком никто не спорит.

Мы начнём сейчас урок

И закончим его в срок.

Но вначале улыбнёмся,

Тихо за руки возьмёмся,

Все сосредоточимся,

На урок настроимся.

— Сегодня мы совершим путешествие по страницам замечательной сказки великого русского поэта. А кто он и что это за сказка – вы скажете попозже. Она поможет нам совершить открытия в области изучаемой части речи – глагола.

2. Актуализация опорных знаний.

а) Индивидуальная работа у доски (3 человека).

— Найти в тексте глаголы и определить время. Рассказать всё о глаголах

данного времени.

1 ученик. Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге…

2 ученик. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

3 ученик. Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал.

Слайд 2.

б) Работа с классом.

Игра «Собери пословицу».

Много, меньше, кто, тот, знать, спать, хочет, должен.

Кто хочет много знать, тот должен много читать.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

— Найдите и обозначьте знакомые части речи. ( Глаголы: хочет, знать, читать.)

— Что вы знаете о глаголах?

— Какой глагол «лишний»? Почему? (Хочет – н.в., а др. стоят в н.ф.)

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

— Почему эту форму глагола называют неопределённой?

Слайды 3,4,5.

в) Проверка работы у доски (с презентацией).

— Какие глаголы вы выписали?

— В каком времени стоят эти глаголы? Докажите.

г) Обобщение по повторению.

— Как же изменяются глаголы?

Слайд 6.

Физминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко,.

А теперь представим, детки,

Будто ваши руки – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Наш урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

3. Изучение нового материала.

а) Ввод в тему урока.

— Из какой же сказки прозвучали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

— Кто автор? (А.С. Пушкин)

б) Цель урока.

— Сегодня, путешествуя по страницам этой сказки, мы пополним копилку наших знаний о глаголах, а точнее, о глаголах прошедшего времени.

Слайд 7.

— И тема нашего урока «Изменение окончаний глаголов прошедшего времени».

Слайд 8.

в) Изучение нового материала.

1. Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по

родам.

— Вспомните, в кого превращала царевна лебедь Гвидона? (В комара, муху,

шмеля).

— Что Гвидон делал, превратившись в них? (Летел за кораблём)

— Как по-другому в сказке назван корабль? (Судно)

— Оно тоже быстро передвигалось, поэтому и про него можно сказать, что

оно летело.

— Составьте нераспространённое предложение о действиях комара, мухи и

судна.

— Запишем предложения с вопросами к глаголу.

Комар (что делал?) летел.

Муха (что делала?) летела.

Судно (что делало?) летело.

— В каком предложении глагол употреблён в переносном значении?

— Что значит «летело»? (Мчалось)

— Что общего у глаголов во всех предложениях? (Глаголы стоят в форме п.в., в

ед. ч.)

— Почему вы так решили? (Суффикс –л, обозначают действие одного предмета, действие уже произошло.)

— Сравните окончания глаголов. Что заметили? (Разные окончания)

— Почему же? Мы во всех предложениях использовали один и тот же глагол, а

окончания у них разные. (Задавали разные вопросы, относятся к разным

существительным)

— Чем отличаются имена сущ. друг от друга? Сравните их грамматические

признаки. (Разный род)

— А теперь сравните окончания имён сущ. и глаголов в каждом предложении.

— Что заметили? (Окончания одинаковые)

— Кто догадался почему?

— Укажите род имени существительного и глагола в 1 предложении, во 2, в 3.

— Какое же окончание имеют глаголы в м.р., в ж. р., в с.р.?

— А на какие вопросы отвечают глаголы в м.р., ж.р., с.р.?

Слайд 9.

— Итак, какое первое открытие мы с вами сделали? (Глаголы ед. ч. в пр. вр.

изменяются по родам).

— Как же определить род глаголов пр.в. ед.ч.? (По вопросу и по окончанию.)

Слайд 10.

Физминутка (для глаз)

Слайд 11.

2. Глаголы прошедшего времени во множественном числе.

— Давайте проверим, а изменяются ли глаголы во мн. ч. по родам?

— Измените эти предложения так, чтобы глаголы стояли во мн.ч.

— Что для этого нужно сделать сначала? (Поставить имена существительные во

мн. число.)

Комары ( что делали?) летели.

Мухи ( что делали?) летели.

Судна ( что делали?) летели.

— Что заметили? (Вопросы одинаковые, окончания глаголов одинаковые.)

— Какое окончание у глаголов пр.в. во мн.ч.? ( -и)

Слайд 12.

— Какое второе открытие мы сделали? (Глаголы пр.в. во мн.ч. по родам не изменяются)

Вывод.

— Итак, что мы узнали о глаголах пр.в.?

г) Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 218, прочитайте самостоятельно правило и скажите, что нужно добавить к нашему выводу.

4. Закрепление нового материала.

Слайд 13.

а) Самостоятельная работа.

— А сейчас поиграем в игру «Найди своё место».

— Распределите глаголы по столбикам в зависимости от их рода.

(Шумело, гулял, подгонял, окривела, наткала, плескало, торговали.)

М.р. ж.р. с.р.

гулял наткала плескало

подгонял окривела шумело

Проверка.

— Почему глагол торговали вы не записали ни в один из столбиков? (Этот гл.

стоит во мн.ч. – род определить нельзя.)

Слайд 14.

б) – В сказке есть глаголы, которые мы сейчас не употребляем. Но в

современном языке у этих глаголов есть синонимы.

Задание: перед вами глаголы из сказки, подберите к ним синонимы из

современного языка. Запишите их, поставив в указанный род.

молвить – говорить — с.р. говорило

отплатить – отблагодарить – м.р. отблагодарил

потужить – погрустить – ж.р. погрустила

— Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания глаголов в форме

пр. в. ед. ч.?

Слайд 15.

в) Упражнение в написании глаголов прошедшего времени в единственном числе.

— Вспомните, о каких трёх чудесах рассказывали ткачиха, повариха и сватья

баба Бабариха царю Салтану?

— Перед вами написано начало предложения.

— Вам нужно вспомнить сказку, выбрать из слов для справок подходящий

по смыслу глагол, поставить его в пр.в. и дописать предложение.

Белка ……… орешки.

Дядька Черномор ……… из моря.

Царевна ……… словно пава.

Слова для справок: выходить, щелкать, выступать, грызть,

выбегать.

Проверка.

— Что значит «выступает»?

— Выступать как пава – это как?

Слайд 16.

5. Рефлексия

ТЕСТ

  1. На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени единственного числа в женском роде?

а) Что делал?

б) Что делало?

в) Что делали?

г) Что делала?

2. Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени единственного числа

в мужском роде?

а) — а; б) – нулевое; в) – о г) — и

3. Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени во множественном

числе?

а) — а; б) – нулевое; в) – о г) — и

4. Определите род глаголов:

Читал, рассказывала, сочиняли, стояло, бежит.

6. Итог урока.

— Какие открытия мы сегодня сделали на уроке?

7. Оценивание.

8. Информация о д/з.

Слайд 17

Источники:

http://skaz-pushkina.ru/cs_1.html

http://festival.1september.ru/articles/601189/ (физминутка)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here