Русский язык 3 класс
НАРЕЧИЕ
Урок 119.
Тема: Понятие о наречии как части речи
– Формирование нового понятия – «наречие», выявление отличительных признаков наречия как части речи, развитие умений отличать наречие от слов других частей речи.
– Дальнейшее овладение языком при работе над антонимами и синонимами среди наречий.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
|
Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы.
-Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Но сначала мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас и покажите мне. -Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение. — Сегодня у нас необычный урок. Это урок-исследование, где нас ждут открытия нового знания.
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. |
II. Формулирование проблемы.
| 1 3 3 4 Постановка основного вопроса уроков. Используется побуждающий к вопросу (проблеме) диалог. — С чего обычно начинается урок русского языка? (с работы над словами) Не будем изменять традиции. У некоторых ребят на парте лежит карточка со словами. Прочитайте их и попробуйте объединиться в группы однокоренных слов. (Выстраиваются по группам у доски) Корзина идей — Докажите, что у вас в руках действительно карточки с однокоренными словами. 1.Веселье, веселый, весело, веселиться. 2. Близкий, близко, приближаться, близость. 3. Вверх, верхний, верхушка, сверху. 4. Дружить, друг, дружный, дружно, дружба. (Близки по смыслу, имеют одинаковый корень) — А теперь, я предлагаю вам перегруппироваться по частям речи.
На доске карточки: глагол, существительное, прилагательное и белая пустая карточка. Веселиться веселье веселый весело Приближаться близость близкий близко — верхушка верхний вверху, сверху Дружить друг, дружба дружный дружно
— Подумайте, кто из вашей группы расскажет все про вашу часть речи.
— Как вы думаете, почему эти ребята не могут определить часть речи и не относят свое слово ни к одной из известных частей речи?
1. Сформулируйте тему урока. Сверим с формулировкой на стр. 196 2. Составим план урока. 3. Чему должен каждый научить к концу урока? 4. На все ли вопросы урока мы уже можем ответить?
— Продолжим нашу работу. Запишем слова в столбик, зададим вопросы. — К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы когда? как? где? куда? откуда?
2. Продолжаем наше исследование. – Прочитайте предложение, спишите и определите части речи в нём. Вчера шёл сильный дождь.
— Дайте характеристику предложению. Назовите орфограммы.
– Какой частью речи является слово вчера? На какой вопрос оно отвечает? – Как называется часть речи, которая отвечает на вопрос когда? Что это за часть речи? Примечание. Если ученики определили, что наречие (название появилось на вводном уроке по частям речи), то вопрос может звучать так: Что такое наречие, какие у него есть признаки?
| 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. | 3 4 4 Используется подводящий диалог. 1. Наблюдение по учебнику. а) Упр. 385. Ученики работают в парах по заданиям. Вопросы на понимание нового материла: – Как называются выделенные слова? – На какие вопросы они отвечают? – От каких слов задавали вопросы? – Запишите словосочетания, покажите стрелкой, от какого слова задавали вопрос. Шумит (как?) весело и т.д. – Как вы думаете, это самостоятельная или служебная часть речи? Почему? (Самостоятельная, так как можно задать вопрос к слову.) – Можно ли изменить эти слова по родам, числам? Сделайте вывод: что такое наречие? Наречие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы как? где? когда? куда?, наречие не изменяется. б) Работа в парах. Упр. 386. – Рассмотрите таблицу. Что в ней выделено? – Какие ещё вопросы, кроме названных вами, здесь представлены? (Откуда, почему, зачем?) – Прочитайте подряд все вопросы и заучите их, как стихотворение. (Перед последним вопросом поставьте и: где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и как?) – От каких частей речи мы задаём вопросы? В какой колонке они названы? – Прочитайте наречия и приведите свои примеры. 2. Чтение определения в рамке учебника (с. 135). – Выделите в определении 3 части. – Запишите ключевые слова для наречия по каждой части. часть речи вопросы не изменяются Ключевые слова фиксируются на доске. |
|
IV. Развитие умений. | 3 4 6 1 3 4
Упр. 388 – развивается умение находить среди сочетаний слов сочетания глаголов с наречиями, графически обозначать зависимость наречия от глагола. Выборочное списывание (6 словосочетаний).
3. Упр. 389 – развивается умение определять разные виды смысловых отношений (антонимические, синонимические), которые возможны среди наречий. 4. Составление плана устного рассказа «Что я узнал о наречии». 5. Устные рассказы по плану (работа в парах или группах). Составление кластера по наречию. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока.
| 4 4 – Ответьте на основной вопрос урока. (Что такое наречие, какие у него признаки?) – Прочитайте ключевые слова в конце темы. Какие слова можно к ним добавить? (Вопросы где? и т.д., синонимы.) – Подберите антоним и синоним к наречию близко (антоним – далеко, синоним – рядом). — С каким настроением вы пришли к концу урока? Просигнальте. Рефлексия. Работа с «Лесенкой знаний» – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
Лесенка настроений Мишень |
VI. Домашнее задание.
| – Выпишите из учебника «Литературное чтение» 2–3 предложения, в которых есть наречия. Наречия подчеркните. —Спасибо за урок!
|
|