Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 207»

Калининского района города Новосибирска

Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Путешествие в Безударинск»

подготовила

учитель начальных классов

Пучкина Вера Васильевна

г. Новосибирск
2014

Тема урока «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели: 1.Совершенствовать у учащихся навыки правописания безударных гласных в корне слова.

2.Продолжить знакомство с разнообразием растений и их ролью в жизни человека. Активизировать познавательную деятельность.

3.Развивать орфографическую зоркость, внимание к окружающему миру.

4.Воспитывать любовь к природе, к русскому языку.

Оборудование: 1.Опоры-карточки для фронтальной и индивидуальной самостоятельной работы.

2.Дифференцированные карточки для самостоятельной работы.

3.Карточки у каждого с безударными гласными: а, о, е, и, я.

Ход урока:

1.Оргмомент. После фрагмента муз. П.И. Чайковского «Апрель» ребята -руссковеды начинают урок:

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять. Буду грамотно писать.

Поработаем мы дружно.

Это очень всем нам нужно.

Тише-тише тишина!

В нашу комнату пришла Грамматика!

Вещей тут интересных и не счесть.

А вот такой сундук старинный есть.

-А в нем лежит листок.

Ребята, смотрите!

Да это карта!

(На карте нарисован маршрут на остров Безударинск, с назваями станций. Ее может нарисовать учитель по своему усмотрению с указанием станций, используя картинки, см. ход урока.)

2.Сообщение целей, темы урока: сегодня мы, путешествуя к Старичку Лесовичку, на остров Безударинск будем учиться правильно писать безударные гласные в корне слова. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Жил-был Старичок Лесовичок. Было у него 5 Славных, умных, дружных дочерей. Приказал им Старичок Лесовичок все леса в порядке держать и научить этому порядку всех, кто к нему придет.

Вот сегодня Он пригласил вас, ребята, познакомить с тайнами леса, рекомендует идти по этой карте.

3.Ст. Чистоград. Подготовимся к путешествию.

Массаж пальчиков.

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний,

Сам мизинчик-ноготок постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья, друг без друга нам нельзя!

-На этой станции ваша задача связать одной веревочкой безударные гласные, как фонарики электрической нитью, зажигая одну из них в нужный момент. Так звали дочерей у Старичка Лесовичка.

-Какие Безударные гласные вы знаете?

Запись: о@@@е я и о@@@е и я о@@@ е я и

Запись пословицы: Знайка д…рожкой б..ж..т, а Незнайка на печке л…ж..т.

-Объясните: Какую безударную вставили? Почему?

Самопроверка. Самоконтроль.

Устно: назовите части речи. Цепочкой дети называют части речи.

Обрадовались сестры, что умные ребята в лес отправились, и указали путь к следующей станции, предложив вопросы.

4.Ст. Повторяйка. Ваша задача – повторить теоретический материал.

Фронтальный опрос.

-Объясните. Что значит безударная гласная?

-Почему безударные гласные нуждаются в проверке?

-Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

-Вот видите, ребята, ударение командует безударными гласными.

Вспомним Алгоритм действий.

Слушаем. Проверяем.

Пишем. Подчеркиваем.

— Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?

Приготовили дочери Старичка Лесовичка испытание для вас, ребята, а можно ли вам доверять лесные богатства:

соревнование «Чей кораблик в путь готов ?Штурвал в руки и вперед!»

Индивидуальная работа у доски.

3-4 ученика работают у доски, вставляют безударные гласные.

(Ипользуются карточки-картинки со словами с пропущенными безударными гласными, которые учитель заранее подобрал по своему усмотрению – по 5 слов каждому.)

А в это время проводится устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек, проверочное слово называют устно:

м…рской, тр…пинка, л…пить, пч…ловод, стр…жи, пт…нцы, н…чной, тр…винка, укр…пить, дв…жжение, н…сильщик, л…сной, ст…ловая, прил…тели, пох…л…дало, г…л…сок, ст…р…жить, д…р…вянный и т.д..

Индивидуально работают на компьютере ребята 1 ряда: вставляют пропущенные буквы, самоконтроль.

Каждый ученик у доски объясняет свое задание, показывая указкой.

Итак, кораблики наши приплыли на остров Безударинск.

5.Ученик-ведущий: Тропинка нас ведет вперед.

Нелегок путь лесной.

Немного странный он.

А вот и станция г.Словаринск:

Растения необычные кругом…

Загадки : 1). Этот овощ итальянцы назвали «золотым яблоком».

2).Огородное растение с крупными семенами круглой формы.

3).Этот овощ завезен из Южной Америки. Его клубни похожи на гриб трюфель.

4).Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Люди за косу брали, из земли вырывали.

5).Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», т. е. «голова».

6).Как одним словом называют эти все растения?

7).Какое культурное растение называют хлебным?

Запись: Помидор, горох, картофель, морковь, капуста, овощи, пшеница.

Ученик: — Из зерен этого растения получают муку, манную крупу. Это самое первое хлебное растение, которое вырастил человек.

-Составьте предложение с этим словом.

Запись: Весной на полях зазеленеет пшеница.

Пшеница бывает яровая и озимая. В толковом словаре найдите значения этих слов.

Учитель: Итак, ребята, загадки про овощи и пшеницу нам неслучайно загадали дочери Старичка Лесовичка. Потому что это необходимые продукты человека, люди берут их в походы, поездки, путешествия и систематически должны кушать эти витаминные продукты.

Растения мы встречаем повсюду. Есть такое выражение «Зеленая одежда Земли – это растения». И этот наряд делает нашу планету удивительно красивой. Растения – наши кормильцы, мудрые воспитатели. Это наша пища и дом, тепло и лекарства.

Итак, вы справились с испытаниями на предыдущих станциях, поэтому смело идите в Удивительный лес.

6. Ст. Уд…вительный лес. Л…сная.

Задания: Ваша задача – правильно вставить — зажечь фонарики – безударные гласные.

1) Л…сник, лес, л…сной, л..сок, ….

— Что можете сказать об этих словах?

Дети: – Родственные, однокоренные.

Учитель: — Докажите это. Определите корень, назовите проверочное слово.

Дети: – Корень лес. Проверочное слово – лес.

2)Учитель: – Лес какой?

Дети: – Удивительный ( –диво, дивный).

Учитель: — Нужно подобрать как можно больше синонимов, чтобы войти в лес.

Дети: — Изумительный. Необычный. Сказочный. Невиданный. Поразительный.

Учитель: — Вспомните, на какие группы делятся растения?

Дети: – Растения делятся на две группы: низшие и высшие. К низшим мы относим водоросли, например, морскую капусту, которую мы употребляем в пищу и которая очень полезна.

Учитель: – Приведите примеры высших растений.

Дети: – К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Учитель показывает гербарий и предметные рисунки.

Учитель: – Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвоинки.

Дети: – Лиственница.

Учитель показывает гербарий и рисунки. Заранее подготовленный ученик рассказывает. А дети должны найти и запомнить слова с безударными гласными в корне, потом их назвать, устно подобрать проверочное слово.

Ученик: Лиственница – это не вечнозеленое дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая. Внутренние перекрытия Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 500 лет.

3) Соревнование: «Лучший турист». А это значит тот, кто тихо, внимательно и правильно пройдет по лесным тропам.

У доски 4-5 учеников работают: вставляют пропущенные безударные гласные, на местах на перфокартах. Проверка: на местах взаимопроверка, а у доски проверяют другие дети – лесничие – контролеры.

М…л…дые б…резки л…сные цв…ты ж…лтые д…р…вца

Кл…новые л…сточки сладкие яг…ды …сенние х…л…да

С…сновые шишки м…рская к…пуста ул…тают леб…ди

Т…желые к…лосья ш…рокая тр…пинка уд…вительный лес

Ученик-ведущий: Пора немного отдохнуть,

Ведь мы ступили на «Тропу здоровья»,

Чтобы продолжить наш нелегкий путь,

Потребуются силы и здоровье.

Под муз. Армик проводится физминутка.

4). Узнайте деревья, составьте и напишите предложения.

Под картинками: …сина, серая, др…ж…т;

З…леные, ели, к…лючие, выгнули, св…и, ветки;

В…ршины, развесили, с…сны, иглистые.

Дети: Растения важны для человека, поэтому их надо беречь и охранять.

Береза защищает от шума, тополь от пыли, кедр и сосна – борцы с микробами. Но и есть травянистые растения, которые являются «докторами». Это брусника, багульник. Они растут на Севере, а брусника и черника, земляника в нашей лесной зоне.

Лес хранит много чудес, тайн, поэтому сестры Старичка-Лесовичка вам предлагают самостоятельно продолжить путешествие в Удивительном лесу.

Вдруг подул ветерок, закачались деревья, полетели вот такие листики.

«Ваш путь будет удачен, если вы не пройдете мимо этих листиков», —предупреждают вас, ребята, дружные сестры Старичка-Лесовичка. А это значит: вы самостоятельно вставьте пропущенные буквы, подружитесь с Правилами Друзей Природы и будете Друзьями Природы.

1). Одна группа получает индивидуальное задание: 4 ученика вставляют пропущенные буквы на таких карточках-листочках (заранее листочки нарисовать или вырезать).

З-леный д-ревья д-леко см-льчак

Н-чной л-тит м-стерская ч-рвивый

С-сна з-л-той д-брота в-здушный

М-рской покр-снел к-рмушка п-лезный

Цв-тной зв-риный кр-льчиха б-глец

2). Другая группа: 4 ученика вставляют пропущенные буквы и выполняют разбор слов по составу: выдумка, х-рошенький, покрышка, б-гуны, к-менистый, -реховый, переезд.

3). Третья группа: 5 учащихся исправляют ошибки, допущенные в тексте:

Висной рика вышла избирегов. Вада залела весь луг. По рике поплыли бальшие льдины. Не подхадите близко к ваде! Будьте осторожны!

Птички не только напалняют лес сваим пением. Ани спосают его от вридителей. Поэтому друзья леса развешивают на диревьях скваречники. С новосельем, лисные жители!

4).Всем задание: Допишите Правила Друзей Природы.

Не л…мать ветки… (деревьев и кустарников).

Не л…вить … (бабочек, шмелей, стрекоз).

Не уб…вать …(лягушек и жаб).

Нел…вить диких …(животных и не уничтожать их).

Итог урока: -Какое правило мы сегодня повторяли?

Так как же проверить безударную гласную?

-Оцените свою работу на полях вашей тетради: поставьте себе оценку. А завтра посмотрите в тетради совпадет ли она с оценкой учителя.

Учитель сообщает оценки, комментирует их.

— Молодцы, вы хорошо работали на уроке – справились со всеми заданиями, поэтому Старичок Лесовичок вас благодарит и награждает вот такими лесными подарками: на карточках с рисунками ягод, грибов для вас домашнее задание каждому индивидуально.

Список использованной литературы

  1. Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.

  2. Беспалько В.Г. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика.1989. – 218с.

  3. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. – 320 с. (Сердце отдаю детям.)

  4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2007. – 384с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here