МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зубово-Полянская гимназия»

Зубово-Полянского района Республики Мордовия

Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Состав слова (обобщение)»

Подготовила

учитель начальных классов

Чекмарёва Анна Юрьевна

п. Зубова Поляна

2013 год.

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Состав слова (обобщение)

Цель: обобщить знания учащихся о составе слова; закрепить навыки разбора

слова по составу;

развивать речь учащихся, наблюдательность, логическое мышление;

воспитывать интерес к спорту, чувство коллективизма.

План урока:

  1. Мобилизующий этап.

  2. Минутка чистописания.

  3. Словарно-орфографическая работа.

  4. Формулирование темы и целей урока.

  5. Работа по теме урока.

  6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

На доске «разбросанные» буквы м л д ц о о ы. (слайд №3)

— Отгадайте слово.

Дети отгадывают.

МОЛОДЦЫ! (слайд № 4)

— Я бы очень хотела, чтобы девизом нашего урока стали слова: «С маленьких удач начинается большая победа». Пусть каждый из вас на уроке почувствует уверенность от смелых и обязательно удачливых ответов. И мы все вместе победим волнение и неуверенность в себе. Одним словом, будем молодцами.

  1. Минутка чистописания.

На доске:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Состав слова (обобщение)»

— Используя рисунок, изображённый на доске, определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания (буква «ф» спрятана).

— Эта буква согласного звука «ф».

Букву «ф» мы напишем с двумя буквами гласных звуков, которые присутствуют в следующих словах:

    1. Первую букву вы найдёте в первом слоге слова, близкого по смыслу слову «водитель».

Буква «о» в слове «шофёр».

2) Вторую букву вы найдёте в «волшебном» слове. Эта буква «закрывает» алфавит.

Буква «я» в слове «фея».

На доске: ф о я я о ф.

— Определите последовательность написания букв в данном ряду.

В каждой из групп повторяются буквы ф о я. В каждой следующей группе первая и последняя буквы меняются местами.

Учитель показывает написание букв на доске.

  1. Словарно – орфографическая работа.

— А знаете ли вы, что все слова из минуты чистописания, содержащие звуки [ф] и [ф’], это нерусские слова, «слова-пришельцы», попавшие к нам из других языков?

— Сейчас мы познакомимся с ещё одним словом иностранного происхождения. Посмотрите на буквы, изображённые на мяче. (слайд № 6)

— Составьте из них слово. Что у вас получилось?

Получилось слово футбол.

— Что такое футбол? Что вы знаете об этой игре?

Выслушиваются высказывания детей.

Футбол – это командная спортивная игра с мячом на специальной площадке (поле) с воротами. В командах по 11 человек на поле. Цель игры-забить мяч в ворота соперников. Современный футбол зародился в середине 19 века в Великобритании, в России-с конца 19 века.

— В переводе с английского фут-нога, бол-мяч.

— Какую особенность написания слова «футбол» вы можете отметить?

Буква «т» обозначает парный согласный в корне слова.

Запись СУО к слову футбол.

— Сегодня на уроке мы «поиграем» в футбол. Но забивать голы и побеждать мы будем, демонстрируя знания по русскому языку.

  1. Формулирование темы и цели урока.

На доске:


Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Состав слова (обобщение)»

— Дети, внимательно посмотрите на буквы и попробуйте соединить нужные по схеме. Это движение нашего мяча по полю. Что у вас получилось?

Состав слова.

— Какова же тема урока?

Тема нашего урока: Состав слова.(слайд № 11)

— Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

  • Обобщить знания о составе слова.

  • Закрепить навыки разбора слова по составу.

  1. Работа по теме урока.

    1. Выполнение теоретического задания.

— Начинаем реализовывать цель нашего урока. Ответим на вопросы теста. (слайд №12)

  • Из каких частей может состоять слово?

  • Как называется часть слова без окончания?

  • Что такое корень слова?

  • Какие слова называются однокоренными?

  • Что такое приставка?

  • Какая часть слова изменяется?

  • Что такое суффикс?

    1. Работа с предложениями.

— А сейчас попробуем составить два предложения, выполнив задания.

1) Игра «Лишнее слово» (слайд №14)

— Исключите из цепочек «лишние слова»:

спортсмен, тренер, игра, судья.

Игра — неодушевлённое имя существительное, начинается с буквы гласного звука.

популярная, бежать, прыгать.

— Популярная – имя прилагательное, состоящее из пяти слогов.

футбол, спорт, спортсмен.

— Футбол – неоднокоренное слово.

— Составьте из полученных слов предложение.

Футбол – популярная игра. (слайд №15)

Дети записывают самостоятельно.

    1. Работа с деформированным предложением.

— Прочитайте запись (слайд № 16)

юные, готовятся, к, футболисты, матч

— Можно ли сказать, что это предложение?

Это набор слов, а предложение должно выражать законченную мысль.

Запись предложения на доске.

Юные футболисты готовятся к матчу.

Синтаксический разбор предложения.

— Выпишите из записанных ранее предложений однокоренные слова и добавьте свои.

Футбол, футболисты, футбольный, футболка, отфутболит.

— Разберите их по составу.

    1. Работа с разноуровневыми заданиями.

У каждого ребёнка на парте лежит листок с заданиями, рассчитанными на его уровень знаний изученной темы.

_________________________________________________________________

  1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:

тр_ва, н_га, г_лы, штанга.

  1. Разберите слова по составу.

  1. Добавьте слоги к словам, чтобы получились слова:

свист…, иг…, …рота, …чи

  1. Разберите слова по составу.

  1. Выпишите слова в таком порядке (по схемам):

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Состав слова (обобщение)»

Мячик, гол, ворота, сетка, подножка

  1. К подчёркнутому слову подберите однокоренное.

4. Выборочный диктант. (Слайд № 17)

Учитель диктует слова:

спорт, спортсмен, спортивный

коньки, конькобежец, конёк, коньковые

прыгает, прыгун, прыгалка

пловец, пловчиха, плывёт, заплыв.

— Запишите слова по заданиям:

а) Слово с суффиксом н.

б) Сложное слово.

в) Слово с окончанием ет.

г) Слово с приставкой за.

Дети записывают:

Спортивный, конькобежец, прыгает, заплыв.

— Подберите слово к схеме

— Разберите остальные слова по составу.

  1. Итоговое задание.

— Рассмотрите схемы слов к предложению № 2 в упр. 188 на стр.98 учебника. Догадайтесь, какая пословица здесь зашифрована.

— Поспешишь – людей насмешишь.

— В любом деле спешка не нужна. Вы в этом убедились сегодня на уроке, на котором мы с вами повторяли тему «Состав слова» и «гостили» на футбольном поле.

6. Итог урока. (Слайд № 18)

— На сегодняшнем уроке я повторил …

— На этом уроке я бы похвалил себя за…

— После этого урока мне захотелось…

7. Рефлексия. (Слайд № 19)

— А сейчас я бы хотела узнать, как вы оцениваете наш урок, нашу совместную работу. На столе у каждого из вас мячи трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Если вы довольны уроком – «забрасывайте» в ворота красный мяч, если не очень – жёлтый, если не понравился урок – то «бросайте» зелёный мяч.

Список используемых источников.

— Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. К УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), М.- «ВАКО», 2013.

— Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс, М.- «Просвещение», 2013.

— Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 3 класс, М. – ВЛАДОС.

http://yandex.ru/yandsearch?text=футбольные картинки.

http://yandex.ru/yandsearch?text=%картинки смайликов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here