Краснодарский край Каневской район станица Новоминская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза А. В. Гусько
муниципального образования Каневской район
Конспект урока русского языка
4 класс
УМК «Гармония»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Прокофьева Лидия Владимировна
2012 — 2013 учебный год
Тема: « Местоимение» (заключительный урок). (Слайд № 1)
Цели урока:
— обобщить знания о местоимениях;
— совершенствовать навыки правописания местоимений с предлогами;
— развивать умение правильно употреблять их в речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Местоимение», учебник русского языка (УМК «Гармония» авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко), карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
(Слайд № 2)
II. Актуализация знаний.
1. Выборочный диктант.
— Писать через запятую только местоимения.
— Возьмите меня, утки!
— Это мне удивительно! – воскликнула одна из уток.
– Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.
— Когда вы летите? – спросила лягушка.
— Позвольте, я подумаю только пять минут. И она шлёпнулась с сучка в тину.
— Сколько слов вы записали? (7)
— Проверка по слайду № 3.
2. Беседа по вопросам:
— (Слайд № 4)
-Почему местоимение так называется?
-Чем по своей работе отличается от имён?
-Как изменяется?
— Почему необходимо в речи?
3. Обобщение материала о личных местоимениях.
-
(Слайд № 5)
— Разобрать предложения по членам и указать части речи).
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
— Какой частью речи выражено подлежащее во втором предложении?
— В чём его сходство с именем существительным?
(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).
-
Назовите личные местоимения.
-
Как склоняются местоимения?
4. Практическая работа.
— У каждого ученика карточка — таблица с заданием: письменно просклонять личные местоимения.
— Обратите внимание, как сильно меняется написание этих местоимений при изменении их по падежным вопросам.
Карточка.
Вопросы | я | ты | мы | вы | он | она | оно | они | |
И.п. (есть) | кто? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.п. (нет) | кого? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д.п. (дать) | кому? |
|
|
|
|
|
|
|
|
В.п. (вижу) | кого? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.п. (доволен) | кем? |
|
|
|
|
|
|
|
|
П.п. (думаю) | о ком? |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Проверка по слайду № 6.
— Как пишутся местоимения с предлогами?
(Как все имена: раздельно)
Физкультминутка.
Я, и ты, и мы, и вы,
Он, она, оно, они.
Наш и ваш, и мой, и твой,
Их, его, её и свой.
Это, без сомнения,
Все – местоимения.
(Один ученик под ритм чтения стихотворения учителем выполняет движения: руки вверх, в стороны, вперёд, вниз; наклоны – вправо, влево, назад, вперёд. Класс повторяет движения).
— Какие местоимения вы услышали?
6. Работа в парах.
— Что вы знаете о написании местоимений 3- го лица, если перед ними есть предлог? (Пишу с предлогом раздельно, а местоимение начинаю писать с буквы н).
Карточка.
— Найди ошибки в словосочетаниях и запиши правильно.
Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти к ей, покормить их, сделать из его, зацвели у её, играть с ею, побежать за ей, поднялся к ему, вместе с им.
— Проверка по слайду № 7.
7. Самостоятельная работа.
— Исправь ошибку, не переписывая текст. Подчеркни местоимения. Укажи над местоимениями падеж.
(Слайд № 8)
1 вариант.
2 вариант.
— После выполнения задания – проверка по вариантам.
III. Итог урока. Рефлексия. (Слайд № 9)
— Какую тему мы закрепляли на уроке?
— Какие задания вам были интересны?
— Что было трудным на уроке?
IV. Домашнее задание:
упражнение 358.
Использованная литература:
1. Учебник «Русский язык» 4 класс (2 ч.). М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012 г.
2. Тетрадь – задачник «К тайнам нашего языка» 4 класс (2 ч.). М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012 г.
3. Методические рекомендации «К тайнам нашего языка» 4 класс М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2007 г.
4. Н.Л.Ганькина «Тренировочные упражнения по русскому языку» 4 класс.