Краснодарский край Каневской район станица Новоминская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 35

имени Героя Советского Союза А. В. Гусько

муниципального образования Каневской район

Конспект урока русского языка

4 класс

УМК «Гармония»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Прокофьева Лидия Владимировна

2012 — 2013 учебный год

Тема: « Местоимение» (заключительный урок). (Слайд № 1)

Цели урока:

— обобщить знания о местоимениях;

— совершенствовать навыки правописания местоимений с предлогами;

— развивать умение правильно употреблять их в речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Местоимение», учебник русского языка (УМК «Гармония» авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко), карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Слайд № 2)

II. Актуализация знаний.

1. Выборочный диктант.

— Писать через запятую только местоимения.

— Возьмите меня, утки!

— Это мне удивительно! – воскликнула одна из уток.

Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.

— Когда вы летите? – спросила лягушка.

— Позвольте, я подумаю только пять минут. И она шлёпнулась с сучка в тину.

— Сколько слов вы записали? (7)

— Проверка по слайду № 3.

2. Беседа по вопросам:

— (Слайд № 4)

-Почему местоимение так называется?

-Чем по своей работе отличается от имён?

-Как изменяется?

— Почему необходимо в речи?

3. Обобщение материала о личных местоимениях.

  • (Слайд № 5)

— Разобрать предложения по членам и указать части речи).

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца.

— Какой частью речи выражено подлежащее во втором предложении?

— В чём его сходство с именем существительным?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

  • Назовите личные местоимения.

  • Как склоняются местоимения?

4. Практическая работа.

— У каждого ученика карточка — таблица с заданием: письменно просклонять личные местоимения.

— Обратите внимание, как сильно меняется написание этих местоимений при изменении их по падежным вопросам.

Карточка.

Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И.п. (есть)

кто?

Р.п. (нет)

кого?

Д.п. (дать)

кому?

В.п. (вижу)

кого?

Т.п. (доволен)

кем?

П.п. (думаю)

о ком?

5. Проверка по слайду № 6.

— Как пишутся местоимения с предлогами?

(Как все имена: раздельно)

Физкультминутка.

Я, и ты, и мы, и вы,

Он, она, оно, они.

Наш и ваш, и мой, и твой,

Их, его, её и свой.

Это, без сомнения,

Все – местоимения.

(Один ученик под ритм чтения стихотворения учителем выполняет движения: руки вверх, в стороны, вперёд, вниз; наклоны – вправо, влево, назад, вперёд. Класс повторяет движения).

— Какие местоимения вы услышали?

6. Работа в парах.

— Что вы знаете о написании местоимений 3- го лица, если перед ними есть предлог? (Пишу с предлогом раздельно, а местоимение начинаю писать с буквы н).

Карточка.

— Найди ошибки в словосочетаниях и запиши правильно.

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти к ей, покормить их, сделать из его, зацвели у её, играть с ею, побежать за ей, поднялся к ему, вместе с им.

— Проверка по слайду № 7.

7. Самостоятельная работа.

— Исправь ошибку, не переписывая текст. Подчеркни местоимения. Укажи над местоимениями падеж.

(Слайд № 8)

1 вариант.

Коля и петя приехали в диревню. Перед ими было озиро, оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. С ими были удочки и нажывка.

2 вариант.

Коля и Петя ресовали. К им пришла девочка. Иё завут наташа. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали ресовать кортину вместе.

— После выполнения задания – проверка по вариантам.

III. Итог урока. Рефлексия. (Слайд № 9)

— Какую тему мы закрепляли на уроке?

— Какие задания вам были интересны?

— Что было трудным на уроке?

IV. Домашнее задание:

упражнение 358.

Использованная литература:

1. Учебник «Русский язык» 4 класс (2 ч.). М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012 г.

2. Тетрадь – задачник «К тайнам нашего языка» 4 класс (2 ч.). М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012 г.

3. Методические рекомендации «К тайнам нашего языка» 4 класс М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2007 г.

4. Н.Л.Ганькина «Тренировочные упражнения по русскому языку» 4 класс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here