Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №4
с. Коноково муниципального образования Успенский район
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
подготовила
учитель начальных классов
Цыганкова Светлана Владимировна
с. Коноково
2013
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Цель: отработка правописания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи:
-
закрепить правописание личных окончаний глаголов;
-
дать представление о разноспрягаемых и особоспрягаемых глаголах;
-
развивать связную речь учащихся.
Ход урока.
-
Минутка чистописания.
— Сегодня на минутке чистописания мы рассмотрим написание буквы «М». Какой звук обозначает буква «М», дайте характеристику этому звуку. (Запись буквы «М» строчной и заглавной, а также в соединении с другими буквами.)
Мир стро..т, а война разруша..т.
— Записать предложение, вставляя пропущенные буквы.
2. Введение в тему урока.
— У кого-то возникло затруднение при написании пропущенных букв?
— Почему возникла проблема? На какую орфограмму пропущенные буквы?
— Сегодня мы продолжим решать эту проблему.
— Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных личных окончаний глаголов). Слайды 2-3.
— Почему этой теме мы уделяем столько внимания?
— Сегодня на уроке мы узнаем ещё об интересных свойствах глагола.
— А для чего в нашей речи необходимы глаголы? (Слова любить, жить, учиться, заботиться… сопровождают нас всю жизнь)
3. Игра «Верно ли высказывание?»
— Что вы уже узнали о глаголе, проверим, проведя игру «Верно ли высказывание?»
— Верно ли высказывание:
1). Спряжение – это изменение глаголов по временам?
2). Все глаголы спрягаются?
3). Глаголы неопределённой формы отвечают на вопрос что делать?
4). Глаголы прошедшего времени образуются от глагола начальной формы при помощи суффикса л ?
5). Глаголы совершенного вида имеют все формы времени.
4. Работа по теме урока.
— Работа в группах. Слайды 4-5.
— Составить алгоритм проверки написания гласной в безударном личном окончании глагола.
— Самостоятельная работа по карточкам. Записать слова, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение глаголов, пользуясь алгоритмом. (Проверка по эталону). Слайд 6.
— Оценить выполненную работу. Критерии оценивания вы знаете.
5. Работа с фразеологизмами. (Устойчивое выражение речи, чтобы сделать её более выразительной). Слайд 7.
-Работа в парах.
— Вставить пропущенные слова. (Проверка по эталону).
— Оценить работу.
6. Знакомство с новым свойством глаголов. Разноспрягаемые глаголы.
Работа в группах.
— Проспрягайте и определите, к какому спряжению можно отнести глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ. Слайд 8.
-Что интересного заметили?
— Глагол «хотеть» в ед. числе спрягается по I спряжению, а во множественном числе по II спряжению.
— Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Их личные формы имеют окончания I и II спряжения.
— Проспрягайте глаголы победить, чудить, висеть.
— Какое затруднение вызвало у вас это задание?
— У этих глаголов отсутствует форма 1 лица ед. числа.
— А глагол чтить в 3 лице множ. числа имеет 2 формы – чтут и чтят.
7. Особоспрягаемые глаголы.
— Работа в группах.
— Измените по лицам и числам глаголы есть и дать. Обратите внимание на окончания этих глаголов в единственном числе. Слайд 9.
— Являются ли такие окончания типичными для глаголов?
— Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний. Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.
8. Развитие речи. Работа в парах.
— Составить «Синквейн» на слово «ГЛАГОЛ».
(Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Существительное — Глагол, два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие действия предмета. Затем предложение, указывающее суть
предмета, усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом, отражающее сущность темы).
( Глагол.
Разноспрягаемый, интересный.
Рассказывает, уточняет, удивляет.
Глагол – самая интересная и загадочная часть речи.
Движение.
Сороченко Ульяна, Тарасова Диана.)
9. Творческая работа. Слайды 10 – 16.
— Написать мини-сочинение «Зимние чудеса», 3- 5 предложений.
— Напомните структуру любого сочинения. (Вступление, основная часть, заключение).
— Помогут вам в этом картины великих русских художников и музыка замечательного композитора Антонио Вивальди.
10. Итог урока.
— О каких интересных глаголах вы сегодня узнали?
— Повторить алгоритм написания безударного личного окончания глаголов.
11. Домашнее задание.
1). Выполнить морфологический разбор любого глагола.
2). Мини — сочинение «Глагол в русском языке».
Список использованной литературы
-
Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 2005.
-
«Играем с глаголами: иллюстрации». Издательство «Книголюб».
3. С. Невская, Л.Тростенцова, П.Гаев. Морфология.Часть 2.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/