Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кыновская средняя общеобразовательная школа №65»
Лысьвенского района Пермского края
Конспект урока русского языка
в 4 классе
«Окончания глаголов I и II спряжения»
подготовила
учитель начальных классов
Шуклина Оксана Степановна
п. Кын
2012
Урок русского языка в 4 классе.
Учебник «Русский язык 4 класс» Т.Г. Рамзаева.
Тема: «Окончания глаголов I и II спряжения»
Цели: 1.Закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени. Развивать умение распознавать спряжение глаголов по личным окончаниям.
2. Развивать монологическую речь.
3. Воспитывать самостоятельность, умение работать в группе и паре.
Ход урока:
-
Организационный момент.
II. Проверка знаний изученного материала. Постановка целей урока.
1. Игра «Третий лишний».
Весна, светит, ручей (глагол)
Расцвёл, тает, бежал (глагол настоящего времени)
Думают, спешат, плывут (глагол 2 спряжения)
Льют, светит, летят (глагол 1 спряжения)
2. Сообщение темы урока.
— Как вы думаете, какая тема урока? (Глаголы настоящего времени I и II спряжения)
— Что вы знаете о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?. Глаголы изменяются по временам и т. д.)
III. Повторение пройденного.
1. -Какие окончания имеют глаголы, относящиеся к времени I и II спряжению?
-Составьте таблицу в паре. (Таблица разрезана)
II СПРЯЖЕНИЕ | |
— ЕШЬ | — ИШЬ |
— ЕТ | — ИТ |
— ЕМ | — ИМ |
— ЕТЕ | — ИТЕ |
— УТ (- ЮТ) | — АТ (-ЯТ) |
-Проверьте составленную таблицу с таблицей на доске.
На доске:
II спряжение | |
— ЕШЬ (-ЁШЬ) — ЕТ (- ЁТ) — ЕМ (- ЁМ) — ЕТЕ (- ЁТЕ) — УТ (- ЮТ) | — ИШЬ — ИТ — ИМ — ИТЕ — АТ (- ЯТ) |
2. –Выписать глаголы: I вариант — I спряжения; II вариант — II спряжения.
Цветёт, вьют, летят, звенит, светит, журчит, говорят, зовёт, ведём, льют, любим, слушаешь, плывут, кричат, лежит, тает.
Взаимопроверка в паре. (По готовому образцу)
II спряжение | |
цветёт вьют зовёт ведём льют слушаешь плывут тает | летят звенит светит журчит говорят любим кричат лежит |
3. Разноуровневая самостоятельная работа (на карточках).
1 уровень. Спиши стихотворение. Определи спряжение глаголов.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!»
2 уровень. Поставь глаголы в настоящем времени, чтобы показать наступление весны. Спиши. Определи спряжение глаголов.
Наступят тёплые весенние дни. Зазеленеют поля, зацветут сады. Прилетят с юга певчие птицы. Они совьют гнёзда.
Образец: Наступают тёплые весенние дни.
Проверка.
4. Физминутка для глаз.
Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз. Зажмурились, сосчитали до 10. Представьте большой круг, обведите его глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Закрыть глаза, представить большой белый экран. Мысленно раскрасьте жёлтым цветом, оранжевым, зелёным, синим, любимым. Раскрашивать без пробелов.
Физминутка для осанки.
Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, а теперь на пятках. Лучик котика коснулся, Котик сладко потянулся .
5. Работа в группе.
1 группа. Замените фразеологизмы глаголами настоящего времени. Определите спряжение.
Бьёт баклуши – обещает
Витает в облаках – летает
Даёт слово — бездельничает
мечтает
работает
2 группа. Замените фразеологизмы глаголами настоящего времени. Определите спряжение.
Клюёт носом – врёт
Наговорит с три короба – кушает
Держит язык за зубами — молчит
дремлет
болтает
3 группа. Замените фразеологизмы глаголами настоящего времени. Определите спряжение.
Ходит на голове – помнит
Зарубил на носу – шумит
Обвёл вокруг пальца – обманывает
молчит
работает
Проверка.
IV. Поверка усвоения. Тест. (по вариантам)
1 вариант
1. Найди глагол настоящего времени.
а) звенел б) светит в) позовут
2. Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
а) — ем, — ешь, — ете, — ет, — ут, — ют
б) — им, — ишь, — ите, — ит, — ат, — ят
3. Найди глагол I спряжения.
а) летят б) лежит в) слушаешь
4. Найди глагол II спряжения.
а) любишь б) идёт в) цветут
5. Найди в предложении глагол I спряжения.
Звенят весёлые ручейки, бегут мимо кустов ольхи и ивы.
а) звенят б) бегут в) кустов
2 вариант.
1. Найди глагол настоящего времени.
а) молчал б) говорят в) зашумит
2. Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
а) — им, — ишь, — ите, — ит, — ат, — ят
б) — ем, — ешь, — ете, — ет, — ут, — ют
3. Найди глагол I спряжения.
а) сидим б) кричат в) зовёт
4. Найди глагол II спряжения.
а) трещишь б) плывёт в) льют
5. Найди в предложении глагол II спряжения.
Звенят весёлые ручейки, бегут мимо кустов ольхи и ивы.
а) бегут б) звенят в) кустов
Взаимопроверка.
-
б
-
а
-
в
-
а
-
б
V. Итог. Домашнее задание.
Учебник страница 190 упр. 440 или составить текст на тему «Весна» используя глаголы с карточки: Цветёт, вьют, летят, звенит, светит, журчит, говорят, зовёт, ведём, льют, любим, слушаешь, плывут, кричат, лежит, тает.
Список использованной литературы
-
Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс. — М.: «Просвещение», 2005.
-
Михмель И.О. Тесты. – М.: «Школа XXI век», 2005.