Ранняя подготовка к ГИА. Сжатое изложение.
Галкина Наталья Николаевна, ГБОУ СОШ №297 Москва
В 1974 году Эно Рауд, популярный эстонский детский писатель, получил международную литературную премию имени Ганса Христиана Андерсена за первую книгу о накситраллях. До сих пор нам нравится читать о маленьких человечках, похожих на гномиков (особенно рассматривать картинки!). И очень хочется, чтобы и учащиеся полюбили их за любопытство, отзывчивость, умение по-настоящему удивляться и благодаря находчивости выходить из трудных положений.
5-6 класс. Урок развития речи
ПОДГОТОВКА К ГИА. УЧИМСЯ РЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТ И ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
Цель урока: 1) закрепить понятия: текст, признаки текста, типы и стили речи;
2) сформировать умения редактировать текст;
3) научить пользоваться некоторыми приёмами сжатия (исключение, упрощение) текста;
4) формировать умения работать в парах и группах.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. «Организуем себя»
2. Целеполагание урока. «Поставим цель» ( Чему хотите научиться сегодня на уроке?
Что нового и интересного хотите узнать?)
— Мы поработаем сегодня с «испорченным» тестом.
3. Актуализация знаний. «Повторим изученное»
— Что такое текст?
— Что такое тема и основная мысль текста?
— Какие типы речи вам известны?
— Какие стили речи вы знаете?
— Что такое микротема?
4. Работа с текстом. Прочитайте текст.
(1) Машина катилась по узкой лесной дорожке. (2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево. (5) Полботинка тщательно осматривал окрестность.(6) Взгляд Полботинка скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (7) Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (8) Кругом все оставалось спокойным. (9) Лесную тишину нарушали только два вертолета. (10) В ту же секунду Муфта нажал на тормоз. (11) Муфта остановил машину. (12) Муфта и Полботинка вылезли из машины. (13) Муфта и Полботинка принялись разглядывать следы. (14) Муфта и Полботинка установили. (15) Следы тянутся из леса. (16) Муфта и Полботинка вернулись в машину. (17) Муфта и Полботинка снова двинулись в путь. (18) Полботинка кинулся к заднему стеклу. (19) Теперь и он увидел стаю кошек. (20) Кошки, кошки, кошки… (По Эно Рауду)
Выполните задания:
а) определите тему текста,
б) определите основную мысль текста,
в) укажите тип речи,
г) укажите стиль текста.
— Разделите текст на микротемы.
(1) Машина катилась по узкой лесной дорожке. (2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево. (5) Полботинка тщательно осматривал окрестность.(6) Взгляд Полботинка скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (7) Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (8) Кругом все оставалось спокойным. (9) Лесную тишину нарушали только два вертолета.
(10) В ту же секунду Муфта нажал на тормоз. (11) Муфта остановил машину. (12) Муфта и Полботинка вылезли из машины. (13) Муфта и Полботинка принялись разглядывать следы. (14) Муфта и Полботинка установили. (15) Следы тянутся из леса.
(16) Муфта и Полботинка вернулись в машину. (17) Муфта и Полботинка снова двинулись в путь. (18) Полботинка кинулся к заднему стеклу. (19) Теперь и он увидел стаю кошек. (20) Кошки, кошки, кошки… (По Эно Рауду)
— Можно ли написать сжатое изложение по этому тексту? (Нет, так как его надо отредактировать)
— Почему в начале урока данный текст я назвала «испорченным»?
УЧИМСЯ РЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТ
Работа в парах
а) — Назовите слова, которые являются «лишними» в данном тексте. ( Муфта, Полботинка, машины, следы)
— Подчеркните данные слова.
— Подумайте, какие слова можно убрать, не искажая содержание текста, а какие – заменить синонимами.
б) Упражнения на восстановление логических связей
– Подумайте, какой союз можно использовать, чтобы соединить действия Муфты. (И)
(2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой.
— установите логическую и причинную связь между предложениями.
(2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево.
Муфта крутил баранку и следил за дорогой, чтобы ненароком не въехать в дерево.
— Подумайте, какой союз можно использовать, чтобы показать действия двух разных героев. (А)
(2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (5) Полботинка тщательно осматривал окрестность.
Муфта крутил баранку и следил за дорогой. А Полботинка тщательно осматривал окрестность.
— установите логическую связь между предложениями.
(14) Муфта и Полботинка установили. (15) Следы тянутся из леса.
Муфта и Полботинка установили, что следы тянутся из леса.
— Отредактируйте текст в паре.
(1) Машина катилась по узкой лесной дорожке. (2) Муфта крутил баранку и следил за дорогой, чтобы ненароком не въехать в дерево. (5) А Полботинка тщательно осматривал окрестность.(6) Взгляд его скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (7) Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (8) Кругом все оставалось спокойным. (9) Лесную тишину нарушали только два вертолета.
(10) В ту же секунду Муфта нажал на тормоз и остановил машину. (12) Муфта и Полботинка вылезли из машины. (13) Они принялись разглядывать следы и установили, что следы тянутся из леса.
(16) Муфта и Полботинка вернулись в машину и снова двинулись в путь. (18) Полботинка кинулся к заднему стеклу. (19) Теперь и он увидел стаю кошек. (20) Кошки, кошки, кошки… (По Эно Рауду)
(Учащиеся зачитывают тексты)
— Вот и закончился процесс редактирования текста. Теперь можно переходить к сжатию.
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Работа в группах
Задание для 1 и 2 групп
Назовите те предложения, в которых содержится второстепенная информация.
Как вы думаете, что нам необходимо сделать с данными предложениями?
( 6, 8, 9. Исключить)
— Отсюда и приём сжатого изложения – исключение. Заключите эти предложения в скобки.
Задание для 3 и 4 групп
Отметьте красной пастой то, без чего нельзя понять текст.
(1) Машина катилась по узкой лесной дорожке. (2) Муфта крутил баранку и следил за дорогой, чтобы ненароком не въехать в дерево. (5) А Полботинка тщательно осматривал окрестность.(6) Взгляд его скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (7) Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (8) Кругом все оставалось спокойным. (9) Лесную тишину нарушали только два вертолета.
(10) В ту же секунду Муфта нажал на тормоз и остановил машину. (12) Муфта и Полботинка вылезли из машины. (13) Они принялись разглядывать следы и установили, что следы тянутся из леса.
(16) Муфта и Полботинка вернулись в машину. и снова двинулись в путь. (18) Полботинка кинулся к заднему стеклу. (19) Теперь и он увидел стаю кошек. (20) Кошки, кошки, кошки... (По Эно Рауду)
— Вы заслушали ответы одноклассников, а теперь попытайтесь написать окончательный вариант сжатого изложения.
Машина катилась по дорожке. Муфта крутил баранку и следил за дорогой. Полботинка тщательно осматривал окрестность. Нельзя пропустить ни намека на присутствие кошек.
Муфта нажал на тормоз и остановил машину. Муфта и Полботинка вылезли из машины. Они принялись разглядывать следы.
Муфта и Полботинка вернулись в машину. Полботинка кинулся к заднему стеклу. Теперь и он увидел стаю кошек. Кошки, кошки, кошки...
5. Заключительное слово учителя
— Интересный текст… Интересные герои… Создатель этих маленьких человечков, похожих на гномиков, накситраллей, популярный эстонский детский писатель Эно Рауд, книги которого были переведены на ряд языков, в том числе и на русский. Встреча с героями Эно Рауда – это настоящий праздник! Испытайте его! Читайте сказки-повести Эно Рауда!
6. Рефлексия
активно / пассивно | |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
| интересен / скучен |
| полезен / бесполезен |