Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мансуровская основная общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Конспект
урока по русскому языку в 5 классе
«Глагол»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Рябцева Лариса Александровна
Цели: повторить знания, полученные при изучении темы «Глагол», развивать орфографическую зоркость, память, умение выполнять разного вида разборы.
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, настроились на работу, проверили все ли готово к уроку, садитесь.
II. Проверка домашнего задания
-Давайте вспомним, что было задано на дом. Хорошо, действительно, дома вы выполняли творческое задание, необходимо было составить текст со следующим рядом глаголов: шел, присматривался, негодовал, не нашел, искать, надеется, шагнул, кашлял, запирал (записаны на доске). (дети читают получившиеся тексты)
— Теперь давайте проанализируем прочитанный текст, отметим его положительные и отрицательные стороны относительно содержания. (Выставление оценки, ее обоснование).
III. Сообщение темы и целей урока
-Сейчас ребята нам необходимо выполнить очень интересную работу, посмотрите на доску (на доске записаны глаголы): пришел, играет, рисуют, пройдет, прикатили, восторгался, красили, помогла, напишет.
— Давайте сравним все эти слова и скажем, что общего? (дети сравнивают, приходят к выводу , что это все слова относятся к одной и тоже части речи)
— Как бы вы классифицировали глаголы, по каким признакам. (Дети постепенно выявляют время глаголов, вид и разбивают по группам).
— Ребята, а откуда у вас такие знания о глаголе? (дети отвечают, что все это они уже проходили)
— Так как вы думаете какова тема и цель нашего урока? (высказывание предположений).
-Действительно, сегодня на уроке мы будем повторять и систематизировать изученный материал по такой интересной части речи как глагол, но кроме этого затронем и другие стороны русского языка.
IV. Повторение и обобщение ранее изученного
а) Индивидуальная работа у доски (разбор словосочетаний). (один учащийся выполняет работу у доски все остальные с места)
— Запишите под диктовку словосочетания, выделите в словосочетания главное слово:
посадить растение;
зависит от вас;
читать громко;
уехал учиться;
колет дрова;
думает о нем;
петь в вышине.
(дети выполняют задание).
— Кто выполнил задание преждевременно, придумывает предложение с одним из словосочетаний, но оно должно получиться очень интересным. Кто все сделал, ставит руку на локоток, сообщает о своей готовности.
— Проверяем. Обратите внимание на доску все ли здесь верно, кто не согласен встаньте. Теперь давайте обоснуем ошибку. (анализ ошибки, возвращение ученика на место). (идет проверка и самого лучшего предложения, учитель отмечает достоинства содержания предложения, оценивает л лучшее).
— Какие виды словосочетаний вы написали? Докажите.
-Слово какой части речи является главным во всех словосочетаниях?
— Как называются словосочетания с главным словом — глаголом? Как определили, что это глагол? Дайте определение глагола.
— Какая форма глагола встречается в словосочетании?
— Хорошо, подчеркните глаголы в начальной форме.
— Кто знает как иначе называются глаголы в начальной форме?
— Молодец , умница, действительно инфинитив.
— Что вы можете сказать о глаголе в неопределенной форме? (дети отвечают)
б) Подведение итогов
— Что же мы сейчас повторили о глаголе?
в) Выставление оценок и их обоснование (детьми)
г) Работа в парах
— Теперь каждый из вас должен положиться на помощь соседа и придумать 6 глаголов 3-го лица с безударным личным окончанием и вспомнить, какие глаголы относятся к I, ко II спряжению? Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения.
— Как только вы выполняете задание обмениваетесь с соседом по парте дружеским рукопожатием. (дети называют свои глаголы, выделяют окончания, отвечают на вопросы)
д)Подведение итогов
— Что же такое спряжение?
— Какого спряжения бывают глаголы?
— Как определить спряжение глагола?
е)Выставление оценок и их обоснование
V. Физкультминутка (проводится учителем 2-3 раза)
— А сейчас мы немного отдохнем, но отдыхать мы будем под стихотворение А. А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…», выполняя упражнение, на слух вы должны определить без какой части речи не обошелся поэт.( Аудиозапись)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой….
— Садитесь.
— Какую же часть речи использовал поэт?
— Как вы считаете с какой целью, действительно это и является основной функцией глагола.
VI. Повторение и обобщение ранее изученного (продолжение)
а) Цифровой диктант с последующей взаимопроверкой.
— Сейчас я буду называть глаголы, а вы будете записывать только их спряжение(запись на доске) I спр. — 1; II спр. — 2.
Тает, сеет, хвалит, пашет, держит, копает, зеленеет, входит, прополет, теплеет, думает, колет. (Дается ключ для проверки на доске) [1,1,2,1,2,1,1,2,1,1,1,1].
— Поменялись тетрадями «зажгли фонарик» над ошибкой (дети ставят красную точку там, где ошибся его сосед)
— Кто закончил, обменялись рукопожатием.
-Анализируем ошибки, доказываем противоположность написания.
б) Подведение итогов
— Еще раз скажите пожалуйста, какие глаголы мы относим к I спр., а какие ко II спр.
в) Выставление оценок и их обоснование (самооценка)
— Посмотрите на доске записана шкала для оценивания, поставьте себе оценку за урок.
г) Самостоятельная работа
(Учитель снова перечисляет выше предложенные глаголы)
— Говоря о каком времени года, мы употребляем эти глаголы?
— Верно, о весне.
— Составьте небольшой рассказ о весне пользуясь этими глаголами и запишите его ( на доске предлагается запись с глаголами: тает, сеет, хвалит, пашет, держит, копает, зеленеет, входит, прополет, теплеет).
д) Прослушивание работ, поощрение лучших хорошей оценкой.
— Какова же роль глагола в русском литературном языке?
е) Прослушивание записи стихов и музыки
— Кто же из вас лучший знаток русской литературы и классической музыки?
— Назовите мне поэтов и композиторов, которые написали произведения о весне.
— Молодцы, давайте прослушаем самую малость из этого прекрасного списка (звучит грамзапись стихотворения С. Есенина «Черемуха», затем учитель включает музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (Апрель)
-Кто может прочитать отрывок из стихотворений о весне других поэтов (дети читают).
е) Зрительный диктант
(на доске заранее подготовлен текст, детям необходимо его списать)
— Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят…
— Расскажите о синтаксической роли глагола в предложении (вопрос задается ученику, как дополнительный, перед выставлением оценки)
ж) Самооценка
з) Работа с текстом
— Сейчас я хочу вам предложить текст из которого вы должны выписать глаголы определить их вид, лицо и число (текст записан на доске).
«Как прекрасно лето! Посмотришь: кругом синеют колокольчики, белеют головки ромашек, алеет цветущий клевер. Тишина. Только слышишь, как жужжат хлопотливые пчелы, попискивает маленькая синичка, кукует кукушка, трещат болтливые сороки».
Дети выполняют задание. На доске.
Посмотришь Слышишь Синеют Жужжат
Белеют Попискивает Алеет Трещат
— Какие орфограммы вы встретили?
Дети отвечают.
— Назовите глаголы, которые обозначают цвет. Образуйте
от них имена прилагательные.
Д. Белеть — белый.
Алеть — алый.
Синеть — синий.
У. Подберите синонимы к слову синий.
Д. У прилагательного синий есть синонимы, обозначающие оттенок синего цвета (по словарю С. Ожегова):
небесный (голубой);
васильковый (темно-голубой);
сапфировый (синий);
лазурный (светло-синий);
лазоревый (то же, что и лазурный, в словаре дается с пометой: устаревшее);
бирюзовый (зеленовато-голубой).
У. Назовите другие глаголы, связанные с обозначением цвета. Составьте с ними предложения.
Д. Чернеть, краснеть, зеленеть, серебриться…
Весной зеленеет молодая травка.
На лесной полянке краснеют маки.
У. Глаголы из ваших предложений поставьте в форму 2-го лица единственного числа.
Д. Краснеешь, зеленеешь.
У. Вспомните правило о ь после шипящих в окончаниях глаголов.
Дети вспоминают правило.
У. Найдите в списке глаголы, которые передают звуки, поставьте их в нужную форму:
сеять — 3-го л. ед. ч. попискивать — 1-го л. мн. ч.
жужжать — 1-го л. ед. ч. куковать — 2-го л. ед. ч.
трещать — 2-го л. мн. ч. зависеть — 3-го л. мн. ч.
полоть — 3-го л. мн. ч.
Д. Сеет, попискиваем, жужжу, кукуешь, трещите, зависят, полют.
У. В каком времени употреблены глаголы? Д. В настоящем.
V. Как изменяются глаголы в настоящем и прошедшем вре
мени?
Дети отвечают на вопрос.
— Сделайте морфологический разбор любого глагола из текста.
Дети выполняют задание.
VI. Итог урока
У. Запишите стихотворения А. А. Фета по памяти и подчеркните глаголы.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Дети выполняют задание.
Учитель проверяет и подводит итог урока.
Литература:
Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. Просвещение, 2007