Урок в 5 классе
«Сказуемое и способы
его выражения»
Цель:
-
Знать способы выражения сказуемого;
-
Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.
Ход урока
Записать число, классная работа, тему: «Сказуемое».
I. Словарный диктант.
II.Повторение сведений о подлежащем.
-Что такое подлежащие?
-Чем оно чаще всего может быть выражено?
-Работа с таблицей(у доски и в тетрадях)
Способы выражения подлежащего
Примеры | |
1.Имя существительное 2.Местоимение 3.????????????????? |
|
(записать примеры, подчеркнуть подлежащее, указать, чем оно выражено) – Помнить И.п. существительного и местоимения.
-Чем ещё может быть выражено подлежащее? ( словосочетанием, числительным + существительным) Привести пример.
Записать в таблицу п.3
III.Устная синтаксическая пятиминутка
(На доске записаны предложения. Найти грамматическую основу). Помните!!!
В каком падеже стоит существительное, выражающее подлежащее? (И.п., т.е. это действующий предмет).
1.Старый мостик смысли потоки дождя.
2.Сказки Пушкина читают все.
3.Город украшает бульвар.
4.Игрушечный танк мне подарил брат.
IV.Новая тема.
-Итак, из каких членов предложения состоит грамматическая основа? (подлежащее и сказуемое).
-Чем может выть выражено подлежащее, мы повторили. Теперь поработаем со сказуемым.
1.Работа с распечатанным текстом. Возьмите тексты.
-Возьмите цветную ручку, линейку, Давайте найдем в предложениях этого текста грамматическую основу.
-Вывод в тетради!
Способы выражения сказуемого
У африканского баобаба листопад начинается перед засухой. Так дерево сберегает влагу.
Баобаб – самое знаменитое дерево саванны. Его толстый ствол похож на гигантскую бочку. Но древесина баобаба очень рыхлая.
Жители саванны вырубают в ней целые комнаты. И вот человек – хозяин этого гигантского дерева.
Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кратким и полным прилагательным. Оно отвечает на вопросы : что делать? что сделать? что такое предмет? кто такой предмет? каков? какой предмет?
Д/з: параграф 33, стр.68, составить предложения на все случаи выражения сказуемого, подготовить карточку «сказуемое» для наборного полотна.
2.Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении? (послушайте детей).
-А теперь прочитайте загадки.
а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).
в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)
г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)
е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)
ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)
-В какой части задки находится подлежащее? (в отгадке)
-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)
-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)
Значит, сказуемое более важные член предложения.
Запишите несколько глаголов.
-Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.
Вошла – спокойно появилась;
Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;
Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;
Вплыть – это может сделать только полная женщина;
Пробралась – хотела войти незаметно;
Протиснулась – в помещении было много народу.
Вывод!!! Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.
Итак!
-О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом)
-Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кр.прилагательным и полным прилагательным
Д/з на доске.
Урок окончен!