Урок в 5 классе

«Сказуемое и способы
его выражения»

Цель:

  1. Знать способы выражения сказуемого;

  2. Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.

Ход урока

Записать число, классная работа, тему: «Сказуемое».

I. Словарный диктант.

II.Повторение сведений о подлежащем.

-Что такое подлежащие?

-Чем оно чаще всего может быть выражено?

-Работа с таблицей(у доски и в тетрадях)

Способы выражения подлежащего

Часть речи

Примеры

1.Имя существительное

2.Местоимение

3.?????????????????

(записать примеры, подчеркнуть подлежащее, указать, чем оно выражено) – Помнить И.п. существительного и местоимения.

-Чем ещё может быть выражено подлежащее? ( словосочетанием, числительным + существительным) Привести пример.

Записать в таблицу п.3

III.Устная синтаксическая пятиминутка

(На доске записаны предложения. Найти грамматическую основу). Помните!!!

В каком падеже стоит существительное, выражающее подлежащее? (И.п., т.е. это действующий предмет).

1.Старый мостик смысли потоки дождя.

2.Сказки Пушкина читают все.

3.Город украшает бульвар.

4.Игрушечный танк мне подарил брат.

IV.Новая тема.

-Итак, из каких членов предложения состоит грамматическая основа? (подлежащее и сказуемое).

-Чем может выть выражено подлежащее, мы повторили. Теперь поработаем со сказуемым.

1.Работа с распечатанным текстом. Возьмите тексты.

-Возьмите цветную ручку, линейку, Давайте найдем в предложениях этого текста грамматическую основу.

-Вывод в тетради!

Способы выражения сказуемого

У африканского баобаба листопад начинается перед засухой. Так дерево сберегает влагу.

Баобаб – самое знаменитое дерево саванны. Его толстый ствол похож на гигантскую бочку. Но древесина баобаба очень рыхлая.

Жители саванны вырубают в ней целые комнаты. И вот человек – хозяин этого гигантского дерева.

Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кратким и полным прилагательным. Оно отвечает на вопросы : что делать? что сделать? что такое предмет? кто такой предмет? каков? какой предмет?

Д/з: параграф 33, стр.68, составить предложения на все случаи выражения сказуемого, подготовить карточку «сказуемое» для наборного полотна.

2.Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении? (послушайте детей).

-А теперь прочитайте загадки.

а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)

е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)

ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)

-В какой части задки находится подлежащее? (в отгадке)

-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)

-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)

Значит, сказуемое более важные член предложения.

Запишите несколько глаголов.

-Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.

Вошла – спокойно появилась;

Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;

Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;

Вплыть – это может сделать только полная женщина;

Пробралась – хотела войти незаметно;

Протиснулась – в помещении было много народу.

Вывод!!! Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.

Итак!

-О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом)

-Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кр.прилагательным и полным прилагательным

Д/з на доске.

Урок окончен!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here