Урок русского языка в 5 в классе
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Реализуемая программа: «Программа по русскому языку» под редакцией Н.М.Шанского
Учебник: «Русский язык для 5 класса» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Форма урока: урок-проект.
Тип урока: информационно-исследовательский
Методы и приёмы:
-
мини- исследование;
-
«мозговой штурм»;
-
лингвистические игры;
-
самооценка.
Виды деятельности:
-
фронтальная;
-
групповая;
-
индивидуальная.
Средства обучения:
-
Учебник под редакцией Н. М. Шанского, авторы:Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова
-
школьные толковые словари русского языка
-
мультимедийный проектор
-
презентация в программе PowerPoint
-
карточки
-
рисунки
-
памятки «Однозначные и многозначные слова»
Дидактические цели урока-проекта:
-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков исследовательской деятельности;
-формирование навыков работы в команде;
-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;
-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Методические задачи:
-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;
-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;
Проблемы самостоятельных исследований:
-Откуда в речи появились многозначные слова?
-Что произойдёт с нашей речью, если не использовать многозначные слова?
Комментарий: Урок-проект «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе является обучающим уроком. Урок проводится с использованием информационно- коммуникационных и игровых технологий, создаёт условия для творческого самовыражения школьников, формирования интереса и любви к русскому языку у обучающихся. Урок учитывает психо- физические особенности развития пятиклассников, построен на привлечении занимательного учебного материала, обеспечивает планирование ожидаемых результатов обучения, вырабатывает у детей навыки самооценки. Проверка знаний в форме творческих заданий и проблемных вопросов даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому применению приобретённых знаний.
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Цель: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.
Задачи:
-
формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
-
пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;
-
прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.
Ход урока
-
Орг. момент:
Эмоциональный настрой «Говорим красиво!» Слайд№2
.Предлагается прочитать эпиграф к уроку и устно рассказать, на какие размышления наводят строки:
«Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится огнём»
А. Тарковский.
-
Побудительная мотивация
Форма организации деятельности обучающихся: по группам (карточки)
Игра «Мозговой штурм» Слайд № 3, 4
-
Любое слово имеет лексическое значение.
-
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется «Толковый словарь»
-
Некоторые слова имеют несколько значений.
-
Разные слова различаются, прежде всего, лексическими значениями.
-
Слово является однозначным, так как оно имеет одно значение.
-
Если слово имеет несколько лексических значений, оно называется многозначным.
-
Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикологией.
Задание:
-
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна.
-
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
-
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.
-
Актуализация
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
-Отгадай слово по его значению.
1. То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
2. То, что может заболеть от бессонницы.
3. То, что мы называем началом колонны.
4. Единица счета скота.
5. То, что можно сложить в неравном бою.
(Голова)
Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой. Слайд № 5
IV. Познавательная мотивация
1.- Сколько лексических значений имеет слово «стол»? Слайд № 6
— Общее между предметами?
Сколько значений одного слова вы назвали (Голова, стол)
-Определим тему нашего урока.
Запись темы: Однозначные и многозначные слова. Слайд № 7
Выведение целей урока. Слайд № 8
2. Проблемы самостоятельных исследований (сообщение обучающихся по заданной проблеме)
-
Откуда в речи появились многозначные слова?
-
Что произойдёт с нашей речью, если не использовать многозначные слова?
V. Объяснение нового материала
-
Первичное осознание материала
Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.136). Слайд № 9,10
1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.
2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).
3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.
Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.
-
Осознание и осмысление материала
Форма организации деятельности обучающихся: по группам (карточки)
Игра «Найди пару» Слайд № 11 (Слайд № 12 )
-
Назови каждый предмет.
-
Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.
-
Выпиши в первый столбик многозначные слова, а во второй однозначные.
Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой
-
Работа с Толковым словарём. Слайд № 13
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная
— Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье?
— Найти в школьных толковых словарях однозначные и многозначные слова, привести примеры.
Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч .Колючки на теле животных. Иглы ежа.
Вывод: 1 )разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд.
-Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по Толковому словарю)
VI. Применение полученных знаний в новой ситуации
Дифференцированная работа
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
-
Игра «Угадай словечко» Слайд № 14, 15
-
Выполнение упражнения 329
Задание: найти в словаре 3 многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Форма проверки выполнения задания: фронтальная
3. Работа с Толковым словарём и карточками Слайд № 16
Задание: найти в Толковом словаре Ожегова С. И. слово «смотреть» и рядом с каждым предложением выписать то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте.
Составить предложения.
Форма проверки выполнения задания: самопроверка
4. Самостоятельная работа: упр. 330
Задание: распределить слова по двум группам – однозначные и многозначные слова (в случае затруднений обращайтесь к словарю), составить распространённое предложение.
VIII. Рефлексия Слайд № 17
Я узнал…
Меня удивило…
Мне понравилось…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
IX. Домашнее задание
Написание мини-сочинение на тему: «Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?»
X. Оценки за урок