Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»

г. Брянска

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Синонимы. Антонимы. Омонимы»

(по УМК под редакцией С.И.Львовой).

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ «Гимназия №5» г. Брянска

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2010

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Урок русского языка в 5 классе по УМК под ред. С.И.Львовой

Технология: личностно-ориентированная.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: углубить представление учащихся о синонимах, антонимах, омонимах, их роли в достижении точности, информативности и выразительности речи; совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей; формировать навыки анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

Чтение и анализ художественного текста.

Прочитайте выразительно колыбельную М.Исаковского (распечатанные тексты раздаются детям перед уроком). Что вам известно об этом жанре? Какое отношение к сыночку передает эта колыбельная? С помощью каких слов поэту удалось показать такое отношение? Выпишите эти слова, объясните, с помощью каких суффиксов они образованы? Сделайте вывод. Объясните лексическое значение записанных слов. Верно ли утверждение, что записанные слова обозначают одно и то же? Как называются такие слова? Есть ли в данном тексте другие синонимы? Запишите их. Подберите к ним слова с противоположным значением. Как они называются? Вы уже поняли, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте и запишите тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Месяц над нашею крышею светит,

Вечер стоит у двора.

Маленьким птичкам и маленьким детям

Спать наступила пора.

Завтра проснешься — и ясное солнце

Снова взойдет над тобой…

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

Спи, мой звоночек родной.

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,-

Баюшки, баю –баю.

Пусть никакая печаль не тревожит

Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,

Доли не встретишь лихой…

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

Спи, мой звоночек родной.

2.«Учимся говорить».

Чтение лингвистического текста. Работа с учебником. Прочитайте п.46 на с. 37. Что нового вы узнали о синонимах и антонимах? Приведите примеры, пользуясь словарями синонимов и антонимов. Какие слова называются омонимами. Найдите омонимы в словаре под ред. С.И.Ожегова, обратите внимание на то, что в толковых словарях они представлены в разных словарных статьях.

3.»Учимся писать».

Упражнение 662.Спишите, распределяя слова-синонимы в три столбика .Выполните морфемный разбор слов заплакать, разреветься.

Идти шествовать плестись

Большой гигантский здоровенный

Спать почивать дрыхнуть

Заплакать возрыдать разреветься

Просить ходатайствовать клянчить

Осложненное списывание. (+ индивидуальная работа). Вместо точек вставьте существительное долг или обязанность.
Слово
долг (только ед. ч.) обозначает то же, что и обязанность. Кроме того, оно имеет значение: то, что взяли взаймы. Но лишь слово долг употребляется в выражениях: по долгу чего-либо, человек долга, долг службы, присяги, чести, в долгу перед кем, чем-либо, у кого-либо. Обязанность же обозначает то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону или общественным требованиям, а также внутреннего побуждения.


1. По … гостеприимства он не мог допустить Дарью Александровну нанимать из его дома лошадей (Л.Толстой). 2) Очень благодарен вам и в … не останусь, особенно у Маши: шелковых платьев накуплю ей, как куколку одену (И.Гончаров). 3. Я болен и … старшего офицера выполнять не могу (К.Станюкович).
4. В … студента входит посещение всех лекций и практических занятий.
Как вы понимаете значение слова нанимать? Есть ли этому слову синоним в современном языке? Укажите слова, образованные приставочным способом. Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.

Индивидуальная работа. 1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.
1) Звание … обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив … (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, … отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос … дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

4. «Учимся слушать»

.Выборочный диктант. Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов.Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.


1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой). 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев). 4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький). 5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).

5. «Учимся размышлять».

Осложненное списывание. Запишите пословицы, в которых встречаются следующие слова. Как называются такие слова? Какова их роль в данных примерах?

Индивидуальное задание. Устное сообщение: пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод.

1. Полный – пустой.
2. Посеешь – пожнешь.
3. Горек – сладок.
4. Свет – тьма.
5. Дело – потеха

Выборочный диктант. (+ индивидуальная работа). Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?

Индивидуально: сочинение – миниатюра. Согласны ли вы с мыслью, высказанной в первом предложении? Обоснуйте свою точку зрения, ответ запишите.

1. Хороша веревка длинная, а речь короткая. 2. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 3. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 4. Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон). 5. Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний). 6. Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко). 7. Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг). 8. Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).

Индивидуальная работа. Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.

1. Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете). 2. Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем. 3. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой). 4. Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский). 5. Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский). 6. Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
. 7. Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер). 8. У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).

Упражнение 667. Найдите в словарике омонимы. Запишите их значения и составьте по два словосочетания с каждым словом. (Работа в парах)

6. «Учимся сочинять».

Сочинение – миниатюра. Расскажите о вашем любимом писателе, используя данные синонимы. (Работа в группах).


Крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать – воспроизводить – передавать – рисовать; автор – художник слова – писатель.

7. Подведение итогов урока. Устное высказывание.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Представьте, что вам можно позвонить другу и рассказать о том, чему вы научились сегодня на уроке. Звоните и рассказывайте.

Список использованной литературы

1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 кл.-М.: Дрофа, 2004.

2. Львов В.В. Тематический контроль по русскому языку. Учимся писать и говорить правильно. 5 класс.-М.: «Интеллект-Центр», 2000.

3. Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений.-М.: Мнемозина, 2006.

4. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 5 кл.-М.: Просвещение, 2006. 5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9кл.: Пособие для учителя.-М.: Дрофа, 1996.

6. С.А. Романова. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс. – М.: ШКОЛА – ПРЕСС, 1999.

7. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. — М.: ВЛАДОС,1995.

8. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе.- М.: Дрофа, 2007.

9. Шклярова Т.В. Толково-этимологический словарь: Начальная школа.-М.: ВАКО, 2009.

10. Энциклопедический словарь юного лингвиста. Сост. Панов М.В.- М.: Флинта; Наука, 2006.

11. Энциклопедия для детей.-Т.10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here