Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с. Александров-Гай Саратовской области
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе
«Способы объяснения лексического значения слов»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Грицкова Елена Петровна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Класс:5
УМК: Львова С.И., Львов В.В.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Способы объяснения лексического значения слов
Цели урока:
-
содержательная: — сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
— сформировать способность определять ЛЗ слова;
-
деятельностная: -сформировать умение определять ЛЗ слова разными способами
— развивать умение работать с толковым словарём
Оборудование: учебник, приложение к учебнику, компьютер, проектор, интерактивная доска
ЭОР: Презентация к уроку, электронные словари
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Этап мотивации. Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | 1.Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы. 2.Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение Г. Кружкова «Дотошный старичок» /приложение/ 3. Предлагает ответить на вопросы. Вслед за учащимися записывает тему урока: «Способы объяснения лексического значения слов»
4.Учитель предлагает определить значение слова «дотошный» и ответить на вопросы: Как узнать значение слова?/словарь/ Хорошее это качество? Пригодится ли вам на уроке? Какие цели мы поставим?
5.Учитель предлагает воспользоваться табличками с изображением знаков препинания, чтобы выяснить состояние учащихся. | 1.Учащиеся приветствуют учителя, записывают число, «Классная работа» 2.Слушают стихотворение.
3.Отвечают на вопросы: Что хотел знать старичок? Смогли ли ему ответить? А как бы вы ответили? /несколько вариантов/ Делают вывод: можно по-разному объяснять значение слова, выводят тему. 3.Пытаются определить значение слова «дотошный» /проблемная ситуация / /во все вникающий, въедливый, любознательный, любопытный, придирчивый, пытливый/ 4.Делают вывод: дотошный человек способен узнать много нового, определяют цели работы. 5. Учащиеся поднимают таблички: «!» — бодр и готов работать, «?» — еще не готов, «…» — затрудняюсь ответить. | П3, П4, П7, П8, П9 К1, К3, К5, К11 Р1, Р2 Л7, Л9, Л11
|
Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | 1.Учащимся раздаются карточки со словами /9/: кроссворд, шарада, загадка, головоломка, анаграмма, пазл, ребус, танграм, чайнворд. 2.Учитель выясняет, значение каких слов было непонятно? Где можно узнать значения слов? /словарь/ 3. Задание: Распределите эти слова по группам.
4. По окончании работы учитель просит аргументировать распределение слов по группам, отмечая, что все справились с работой успешно. 5. Далее учитель просит найти общее у всех этих слов. Дополнительные вопросы: Как доказать, что это существительное? В каком разделе/ах/ лингвистики изучают слова? Что такое лексика?
| 1.Учащиеся получают карточки, определяют слова с неизвестным значением.
2. Находят в словаре значение незнакомых слов.
3.Учащиеся работают в парах, распределяют слова в соответствии со своими критериями: Мужской род /5/ –женский род /4/, наличие гласной а /5/ — 4, удвоенная согласная /2/ -7, количество слогов /2 слога — 4, 3 слога -2, другие — количество букв /9-2, 7-2, другие -5/. *Может быть и деление по видам головоломок, если детям известны эти головоломки: устные /2/, механические /2/, печатные /5/, 4. Учащиеся зачитывают свои варианты, аргументируя выбор
5.Учащиеся находят общее: это слова, это существительные, в единственном числе, связаны с умственной деятельностью человека, это головоломки. Вывод: слово можно рассматривать в разных разделах, но слово — основная единица лексики и предмет изучения лексикологии. | П3, П4, П8, П9, П10, П11,П13, П14, К1-13, Р1, Р2, Р3, Р9 Л6, Л7, Л8, Л9, Л10, Л11, Л12 |
Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях | 1.Учитель предлагает учащимся провести анализ теоретической части учебника /с.46-47/ и предложить свой краткий способ записи основной информации /мини-проект/. 2. Учитель предлагает детям провести физкультминутку /приложение/ 3.Учитель предлагает для выполнения упражнение № 99 / Используя словарик, записать толкование слов иней, фойе, маргарин, Святки по модели сущ.-сущ./ Дополнительное задание: подчеркните подлежащее и сказуемое, объясните постановку тире. | 1.Учащиеся работают в группах, анализируют теоретический материал, оформляют краткий способ записи, предлагают для обсуждения /кластер, таблица, схема/. 2. Учащиеся проводят физкультминутку. 3. Учащиеся выполняют упражнение № 99, комментируя собственные действия.
Подчеркивают подлежащее и сказуемое, объясняют постановку тире. | П1, П2, П3, П4, П5, П7, П8, П9 К1-13 Р1, Р2, Р3, Р6, Р9, Л7, Л8, Л9, Л10, Л11, Л12 |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | 1.Для самостоятельной работы учитель предлагает упражнение № 103 / Кто быстрее? Определить значение слова, проверить себя по словарю/ Дополнительное задание: подчеркнуть подлежащее и сказуемое, сделать морфемный разбор слов. После выполнения учитель выводит на доску выделение формальной основы и морфемный разбор.
2. Учитель предлагает для работы слова, которые нужно объяснить разными известными способами. 1 группа: беспокоиться, знаток, старательный; 2 группа: несмелый, веселиться, богатство; 3 группа: читать, белый, жар; 4 группа: упражнение № 100 3. Учитель предлагает группам проверить работу своих одноклассников. | 1.Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, проверяют себя по словарю. Выделение основы и морфемный разбор проверяют по интерактивной доске: Лапша – изделие. Насос – машина. Нефтепровод – трубопровод. Обложка – листы. Перекресток – место. Пшенич-н-ой, полос-ок-[], пере-сеч-ени[j]-а. Работают в 4 группах: 1 –подбирает синонимы, 2- антонимы, 3- однокоренные слова, 4 – работает с рисунками.
3.Учащиеся осуществляют взаимопроверку по словарям: 1-2, 2-3, 3-4, 4-1. | П1, П2, П3, П4, П8, П9, К1-13, Р1, Р2, Р3, Р4, Р7, Р8, Р9, Л7, Л8, Л9, Л10, Л11, Л12
|
Этап рефлексии. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | 1.Учитель выражает благодарность учащимся за сотрудничество и просит очень кратко сообщить о своей работе на уроке другу, родителям, а может быть, соседям в форме телеграммы. 2.Учитель предлагает учащимся еще раз воспользоваться табличками, чтобы оценить свое состояние после урока. 3.Учитель оценивает общую работу класса и каждого, выставляет оценки на основе индивидуальной работы, работы в парах, группе. 4. Учитель предлагает учащимся выбрать задание для самоподготовки: Упражнение № 102, Составить кроссворд, Подготовить мини-проект «10 интересных слов»
| 1.Учащиеся зачитывают телеграммы.
2.Поднимают таблички: «!» -доволен работой, «?» — остались вопросы, «…» — есть пища для размышлений. 3. Выставляют оценки в дневник.
4. Записывают выбранное задание. | П2,П3,П5 К1, К3, К5, К11, К12, К13, Р5, Л7, Л8, Л9, Л10, Л11. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Стихотворение «Дотошный старичок»
Старичок был дотошный,
Подошёл и спросил:
— Что такое картошка?
— Небольшой апельсин.
— А точнее?
— Точнее,
бегемот без хвоста,
без ушей и без шеи,
без зубов и без рта,
очень-очень ленивый,
но приятный на вкус.
— А точнее?
— Точнее, загорелый арбуз,
закопавшийся в землю,
потому что — жара.
— А точнее?
— Точнее,
мне обедать пора.
Г. Кружков
КРОССВОРД, -а; м. [англ. cross-word]
Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонтали и вертикали получился ряд определённых слов. Решать к. Составлять кроссворды.
АНАГРАММА, -ы; ж. [франц. anagramme]. Лит.
Слово, образованное перестановкой букв другого слова (например: нос — сон, лето — тело). < Анаграммный, -ая, -ое.
ЧАЙНВОРД, -а; м. [от англ. chain — цепь и word — слово]
Головоломка, в которой последовательно расположенные клеточки заполняются таким образом, чтобы отгадываемые слова образовали ряд, в котором последняя буква предыдущего слова является первой буквой слова последующего.
ТАНГРАМ (кит. пиньинь qī qiǎo bǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.
ШАРАДА, -ы; ж. [франц. charade]
Загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов (например, до-лото, пол-оса);
такая загадка, представляемая в живых сценах. Загадать, разгадать шараду. Составить шараду. Разыгрывать шарады.
РЕБУС, -а; м. [от лат. rebus — буквально при помощи вещей]
1.Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Замысловатый р. Решать, разгадать р.
2.О ком-, чём-л. загадочном, непонятном. Этот человек представляет собой р. Мир полон ребусов. Загадать р. кому-л. Говорить ребусами
(непонятно, с намёками). < Ребусный, -ая, -ое. (1 зн.). Р. отдел в журнале.
ПАЗЛ, складная картинка, мозаика (англ. jigsaw puzzle) — игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.
ЗАГАДКА, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж.
1.Краткое иносказательное описание какого-л. предмета или явления, которое нужно узнать, разгадать. Загадать, задать, отгадать загадку. Подобрать к загадке отгадку. Трудная з. Старая, детская з. Восточные загадки. Загадки русского народа. Ответы на загадки. Говорить загадками; играть в загадки(говорить обиняками, намёками).
2.Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что не ясно или непонятно. Неразрешимая, необъяснимая, техническая з. Загадки истории. Подобрать ключ к научной загадке. Задали вы мне загадку своими экспериментами. Намерения руководства остались для нас загадкой. З. природы(о неясных, необъяснимых явлениях природы). З. человеческой души(о непознаваемости, необъяснимости каких-л. человеческих порывов, поступков и т.п.).
ГОЛОВОЛОМКА, -и; мн. род. -мок, дат. -мкам; ж.
1.Головоломная задача, загадка. Тригонометрическая г. Задачи-головоломки по конструированию, моделированию.
2.О сложных проблемах, решение которых требует большого труда. Задать головоломку кому-л.
(заставить подумать, поразмыслить над чем-л.).
Физкультминутка.
Прочь, усталость, лень и скука
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)
Использованные материалы и интернет-ресурсы:
http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/14
http://marinaskaz.livejournal.com/166871.html
http://www.ozhegov.org/