План – конспект урока
«ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ»
(урок закрепления и повторения знаний)
Автор: Ретина Яна Владимировна
Место работы: ГБОУ СОШ «Центр образования» г. Чапаевска Самарской области
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Возраст учащихся: 9-12 лет
Базовый учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. (М.: Просвещение, 2013г.)
Аннотация
Урок, соответствующий требованиям ФГОС, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Кулибабы И. И. Учебник: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской и др. Урок проводится по технологии Шаталова с использованием мультимедийного варианта опорного конспекта, предусматривающего возможность постепенного его «выведения» посредством решения проблемных задач. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости. Также можно использовать данный конспект урока и в 3-4 классах. Разработка урока прошла апробацию.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного (практикум).
Цели урока: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Звуки речи», создать условия для актуализации знаний, умений находить в тексте языковые явления и работать с ними.
Задачи урока:
Обучающие:
-
Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с языковым материалом по теме «Фонетика»
-
Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.
Развивающие:
-
Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
-
Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
-
Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).
Воспитательные:
-
Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
-
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.
Регулятивные:
-
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,
-
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
-
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки,
-
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,
-
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, фронтально-коллективная, групповая
Необходимое техническое оборудование:
-
мультимедийное оборудование – интерактивная доска (аудиозаписи, видеозаписи, презентация Microsoft PowerPoint)
-
учебник
-
раздаточный материал (смайлики, тестовые работы, цветные карточки, задания для групповых работ)
Содержание урока:
-
Организационный момент
-
Просмотр видео «Звуки природы»
-
Беседа (актуализация знаний и определение целей и задач урока)
-
Проверка знаний теоретического материала
-
Классификация гласных звуков
-
Классификация согласных звуков (сонорные, глухие, звонкие)
-
Проведение физминутки
-
Классификация согласных звуков (мягкие и твердые)
-
Классификация согласных звуков (парные и непарные)
-
Тестовая работа (взаимопроверка)
-
Рефлексия
-
Домашнее задание
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
-
Просмотр видео «Звуки природы» (
Приложение №1 Закладки для учеников с классификацией звуков речи
Приложение №2 Тестовая работа для учащихся ТЕСТОВАЯ РАБОТА
1. ФОНЕТИКА – это… раздел лингвистики, изучающий части речи; раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения; раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
2. В каком слове ударение падает на ПЕРВЫЙ слог? портфель; игра; шорты.
3. Выдели слово, в котором все согласные – ГЛУХИЕ: рисунок; шишка; фантазия.
4. В каком слове все согласные – МЯГКИЕ: дождь; олень; лесной.
5. В каком слове все согласные – ПАРНЫЕ: кость; цапля; шарик.
Приложение №3