Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №110»

города Новокузнецка Кемеровской области

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Профессионализмы

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ильина Наталья Юльевна

г. Новокузнецк

2011

Цели:

1) Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребле­ния, со способами обозначения их в толковых словарях;

2) Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профес­сиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;

3) Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Страница 28, упражнение 65.

  1. Мотивация. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова — такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся.

У меня на доске записаны слова

Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.

-Все ли значения слов вам понятны?

— Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).

-Действительно, эти слова ограничены в употреблении.

-Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

-Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами. А почему вы догадались?

Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы, учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.

-А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах?- стр.29.

3. Чтение параграфа (стр.30).

— Что вы узнали о профессионализмах?

  1. Закрепление.

  1. Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами.

  2. Итак, сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.

3. Выполнение упр.66,67,68 на стр.30. В чем комичность рисунка?

-Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника).

-Люди, каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник).

Физминутка.

  1. Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

  • Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение — (альпинист).

  • Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера — (корреспондент).

  • Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон — (администратор).

  • Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара — (экспедитор).

  1. Работа с текстом.

-Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.

«Ещё раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет ни­как не получается, то пропустите его, а вот глиссандо всё-таки постарайтесь отработать!»

-Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что подслушали?

(Ответы: первый — музыкант, возможно, дири­жёр ансамбля, разговаривающий с гитаристом; второй — моряк, вероятно, на парусном судне).

-По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальных профессий?

— Как называются эти слова?

— Понятно ли вам значение?

Вывод: Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.

-Для чего автор использует профессионализмы в своем тексте?

V. Итоги урока.

Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы.

-Что вы узнали сегодня о профессиональных словах? (Используются в речи людей определенных профессий).

-К какой лексике они относятся? (К необщеупотребительной).

VI. Домашнее задание.

1.Страница 31, упражнение 70.

2. Составьте словарик профессиональных слов, которыми пользуются ваши родители в своей работе.

Литература.

  1. Русский язык для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Москва, Просвещение, 2010г.

  2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Москва, Просвещение, 2010г.

  3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2010г.

  4. Черногрудова Е.П. Дидактические материалы по русскому языку. К учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. «Русский язык. 6 класс». Москва, Просвещение, 2010г.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here